Береснева Наталья Юрьевна
Использование развивающей предметно-пространственной среды для формирования ранней читательской грамотности дошкольников
Слайд 2
«Как хорошо уметь читать»! Большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы ребенок еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из основных показателей его готовности к школе. И это стремление не лишено смысла.
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, об умении и желании работать с книгой, воспитание читательской культуры.
Слайд 3
Международные образовательные стандарты говорят нам о том, что читательская грамотность это:
- когда человек понимает письменный текст и может его использовать;
- размышляет о прочитанном и может читать и находить в тексте то, что необходимо для достижения какой-то цели;
- с помощью книги расширяет свои возможности и знания и участвует в социальной жизни.
Слайд 4
Т. е. человек может работать и с текстом и со смыслом текста. Конечно, в большей степени это касается прежде всего школьников, но работу над словом необходимо начинать с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко используются с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.
Слайд 5
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т. е. ребенок успешно формируется как читатель, сначала хоть и пассивный, т. е. слушатель, а затем в старшем дошкольном возрасте может быть уже и активным, читать сам.
Дети в старшем возрасте уже способны понимать, анализировать прочитанный им текст, ориентироваться в основных литературных жанрах произведений, доступных возрасту, понимать идейное содержание текста.
Слайд 6
В нашем детском саду есть система работы по формированию интереса и потребности в чтении у детей, которая включает в себя разнообразные формы работы в этом направлении, которые мы используем.
Я сегодня хочу поделиться опытом, как я использую центры активности при ознакомлении с художественной литературой.
Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познавательной активности ребенка. У ребенка должна быть сформирована потребность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои «почему» самостоятельно и с помощью взрослого, общаться с людьми, природой, искусством.
Задача взрослого — помочь ребенку осознать, что книга является одним из средств познания нового, а художественное слово — высоким искусством.
При ознакомлении с произведением, для того чтобы ближе познакомиться с текстом, смыслом произведения, его героями, я использую работу компаниями в центрах активности.
Слайд 7
Приведу пример: в подготовительной группе было знакомство со сказкой «Лесные хоромы». После прочтения сказки мы обсуждали о ком эта сказка, какова мораль сказки, ведь сказки всегда чему то учат, и попытались придумать другой конец сказки, т. к. ребятам стало жаль героев- насекомых, которые хвастаясь друг перед другом угодили в сети паука и погибли.
Слайд 8
В центре науки ребята, используя свои знания, выясняли всех ли героев мы можем назвать насекомыми. Они проводили исследования, заполняя табличку с признаками насекомых. В центре книги юные авторы придумывали другой конец сказки. В центре развития речи ребята подбирали пословицу, подходящую к морали сказки.
Слайд 9
С помощью доски выбора ребята выбирают в каком центре они будут работать и оговаривается количество человек для компании и время для работы.
Слайд 10
Затем каждая компания презентует итог работы. Так, например, ребята из центра науки объяснили всем, что правильнее будет сказать, что эта сказка о насекомых и пауке, т. к. не все герои являются насекомыми и доказали это. Когда дети подбирают подходящую по смыслу пословицу к сказке, могут объяснить почему, это и говорит о способности работы с текстом. А творческое рассказывание с опорой на текст, как правило вызывает большой интерес и все уже подключаются к придумыванию нового финала сказки.
Слайд 11
На неделе Чуковского была интересная работа в центре математики, где ребята выстраивали цепочку кто за кем звонил в произведении «Телефон», кто каким был по счёту, а в центре развития речи компания подбирала звонящим предметы, которые они просили. Это была интересная работа для детей, которая помогала им лучше запомнить произведение.
Слайд 12
Чтобы лучше понять характер героев используем центр театрализации, где дети подбирают атрибуты героям и воспроизводят диалоги с нужной интонацией. А в это время другая компания может рисовать или создавать в центре художественного творчества декорации для постановки. Для этого ребятам тоже необходимо вспомнить текст, где находились герои, какое время года описывается и т. д.
Слайд 13
Важным моментом является то, что обязательно должна быть книга, текст, с которым дети работают, с иллюстрациями, чтобы в любой момент ребята могли воспользоваться ею.
Этот приём я взяла из нашей программы «Растишка с книжкой», в которой мы рассказывали, что можно с каждым произведением проводить какие-то исследования, я добавила работу сразу с несколькими центрами и получается работа как бы с произведением с нескольких сторон одновременно. Как мне кажется это способствует формированию основ читательской грамотности дошкольников.