Юлия Федорченко
Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье автор раскрывает важность реализации экологического воспитания в свете требования ФГОС ДО. Рассматриваются особенности привлечения дошкольников к проектной деятельности экологической направленности в условиях ДОУ.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, экологическая культура дошкольников, экологическая проектная деятельность в ДОУ.
Публикация «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
В ходе воспитания экологической культуры в условиях детского сада необходимо особое внимание уделять непосредственно исследовательско - познавательной деятельности дошкольников. В реализации этой цели может помочь практическая разработка различных экологических проектов, краткосрочных и долгосрочных.
На сегодняшний день краткосрочные экологические проекты наиболее распространены в дошкольных учреждениях. Это связано с психологическими и физиологическими особенностями дошкольников – усвоение небольшого объема информации. Их тематика и направленность разнообразны, например: «Что такое вулканы?», «Почему кусаются комары?», «Почему не тонет пемза?», «Как звери зимуют в лесу» и т. д. Как отмечают авторы Е. Н. Пискунова и И. В. Самсоненко, «поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность» [3, с. 156].
Тем не менее, и долгосрочные проекты вполне имеют место быть при работе с детьми дошкольного возраста. Можно предложить детям следующие темы проектов : «Кормим птиц зимой», «Сажаем лук», «Огород на подоконнике» и т. д.
Разработка экологических проектов требует от детей много усилий при предварительной подготовке. Она включает изучение литературы, собственные наблюдения, умение делать обобщающие выводы. Также необходимо эстетично оформить и интересно представить свой проект. Автор Воронкевич О. А. пишет, что «если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность» [2, с. 79]. Дети от природы любознательны, их привлекает все, что связано с исследовательской деятельностью. Именно окружающий природный мир играет при этом важнейшую роль.
Самое главное в процессе воспитания экологической культуры у дошкольников полноценно развивается исследовательский интерес к природе, творческая активность. Исходя из собственного практического опыта работы, мы считаем, что наиболее эффективными формами работы педагога с детьми в сфере экологического образования являются такие, при которых дошкольники имеют возможность «непосредственного контакта» с природой. При этом формируются экологические знания, а также формируется практический опыт применения теоретических знаний на практике.
В своей работе мы предлагаем детям участвовать в различных экологических проектах, которые помогают формировать экологическую культуру. Такие проекты могут быть направлены на благоустройство территории площадки, помощь птицам зимой, создание игровых пособий из бросового материала, оформление «Книги природы» Белгородской области и т. д. Нашу задачу мы видим в привлечении взрослых (родителей, старших братьев и сестре, бабушек и дедушек) к совместной работе. В дошкольном сенситивном возрасте ребенок уже готов к контакту, сотрудничеству с педагогами. Это немаловажно для экологического образования детей. Мы считаем, что семья, как социальная среда формирования личности ребенка, оказывает большое влияние на формирование у ребенка базисных основ экологического мировоззрения. Именно в период дошкольного детства в семье закладываются основы нравственного воспитания. Информацию по воспитанию экологической культуры мы размещаем в родительском информационном уголке, регулярно оформляем и обновляем папки-передвижки. Такие формы работы с родителями дают возможность показать имеющиеся знания у детей. Обосновать необходимость этих знаний для формирования основ экологической культуры дошкольников.
Таким образом, считаем, что проектная экологическая деятельность с дошкольниками очень актуальна в общем гармоничном развитии личности ребенка-дошкольника.
Список литературы :
1. Анцыперова Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Т. А. Анцыперова // Детский сад от А до Я. – 2009. – №1. – С. 152–158.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О. А. Воронкевич. – СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 496 с. 3. Пискунова, Е. Н. Воспитание экологической культуры в ДОУ / Е. Н. Пискунова, И. В. Самсоненко // Молодой ученый. – 2017. – №12 (146). – С. 536–539