Валентина Сагалакова
Использование проектной деятельности в работе как условие духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Одним из эффективных условий духовно-нравственного воспитания является проектирование, так как с помощью проектов можно способствовать духовно-нравственному развитию личности на основе интеграции различных видов детской деятельности : познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-культурной и игровой во взаимодействии с семьёй, социально-культурными учреждениями.
Публикация «Использование проектной деятельности в работе как условие духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребёнок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Огромную роль в решении поставленных задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверьми детского сада огромныи мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы. В рамках проекта организовываются праздники, досуги, развлечения и благотворительные акции. В рамках проекта дети становятся участниками различных культурных мероприятии, они учатся выражать себя в искусстве, общаться и дружить.
Хочу представить вам наши проекты, в которых мои воспитанники приняли участие в 2023-2024 году.
Моя группа была участником Всероссийского урока «Эколята -молодые защитники природы» для дошкольного возраста (5-6 лет). Период проведения 5 сентября по 5 октября 2023 г.
1. «Путешествие по экотропинке»
Уроки построены в форме игры-путешествия по экотропинке и целью их является воспитание любви к окружающему миру, к родной природе и Родине.
В ходе занятия дети при выполнении заданий получают куски экопазла – разрезной картинки. На тропинке несколько остановок, на каждой из них выполняется задание и дается часть экопазла. 1 станция. Поляна Юнната. 2 станция. Времена года. 3 станция. Птичьи голоса. 4 станция. Хорошо или плохо. 5 станция. Бюро находок. 6 станция. Что будет, если… В конце должна собраться картина Планета Земля.
2. Следующий урок был посвящен Друзьям человека -собакам. Значимость проекта заключается в том, что он направлен на формирование важных в обществе нравственных качеств у детей : сочувствия, доброты, взаимовыручки, дружелюбия, взаимопомощи.
Итог работы : Дети стали бережнее относится к живому миру природы. Сертификат.
Всероссийская акция «Крепка семья-сильна Россия»
Цель акции -это создание условий в семье и в детском саду для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, отечественных исторических и национально-культурных традиций России.
Акция проводилась с 8 декабря 2023 года по 10 апреля 2024 г, а с 11 апреля по 22 мая региональная комиссия оценивает конкурсные работы и проводит награждение.
Подготовить и реализовать в образовательном процессе:
-образовательный модуль (детский сад реализует Проект «Крепка семья-сильна Россия» на основе рекомендованной модели проекта). В рамках проекта с детьми проводились беседы о ценностях семьи: «Наша дружная семья», «Выходной день в моей семье», «Семейные увлечения». На темы Дружба, Родина, Взаимопомощь… Чтение и анализ художественных произведений «Как ежик с медвежонком протирали звезды…
-творческий модуль (воспитатель организует активность семьи для создания семейного коллажа «Сила моей семьи»
Затем обеспечиваем загрузку творческих работ в личном кабинете на платформе «Сделаем вместе»
Фото и видео-материалы о событиях Акции публиковались на официальной странице ДОО в контакте с хештегом, или в сообществе в контакте «Сделаем вместе»
Итог работы : сертификат.
Проект «Сказка ложь, да в ней намек…»
Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения. Проект направлен на решение такой задачи как формирование нравственных качеств: сочувствие, отзывчивости, справедливости, скромности. В каждой сказке есть мораль, жизненные правила. Подбирали русские народные сказки на каждое жизненное правило. Слушаться старших учат сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди». Не бояться трудностей: «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и Серый волк». О дружелюбии: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей». О великодушии и сострадании: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко». За учебный период много внимания уделялось драматизации сказок. Были поставлены сказки: «Теремок» «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Морозко».
Благотворительная акция «Цветные ладошки». В начале февраля была организована гуманитарная помощь участникам СВО: силами родителей и сотрудников детского сада были собраны медикаменты первой помощи и продукты питания быстрого приготовления. Дети написали письма с поздравлениями и пожеланиями бойцам СВО и нарисовали свои ладошки на газели, которая повезет гуманитарную помощь до границы зоны СВО. Это была единая, сильная, сплоченная и дружная команда взрослых и детей, показавшая, что не бывает чужой беды-мы сильны не только духом, но и делом!
Таким образом, рассмотрев выше представленные возможности проектнои деятельности в духовно-нравственном развитии можно сделать вывод, что проектирование является эффективным условием нравственного воспитания.