ЕЛЕНА ЕРМАКОВА
Использование проектного метода по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Публикация «Использование проектного метода по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом –
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достается –
Тем полезней ему будет в жизни потом.
В наше время дети включаются в экономическую жизнь семьи ещё в дошкольном возрасте. Детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая, а родители не могут купить её, или когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Эффективный способ решения проблемы формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Проектная деятельность предполагает формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Помочь дошкольникам войти в социально-экономическую жизнь, а так же способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, нами был разработан и реализован проект «Ступеньки финансовой грамотности».
Данный проект мы рассчитали на три месяца. Он состоял из 3 этапов:
1. Организационный: Подбор информации по теме проекта;
2. Практический: Реализация проектных мероприятий.
3. Заключительный: Подведение итогов реализации проекта.
Определили цель данного проекта – формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Решали такие задачи:
- формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности;
- познакомить детей с экономическими терминами;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
- активизация коммуникативной деятельности детей;
- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, предприимчивости, добросовестности, ответственности, самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
Для наиболее успешной реализации проекта в группе была пополнена развивающая предметно-пространственная среда: тематические альбомы, коллекции денег, макеты банкомата, станка для печати денег, картотека загадок, альбом: пословицы и поговорки в картинках о деньгах, карточки о профессиях, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк.
Были проведены тематические беседы, например такие, как: «Расходы семьи» (расходы не должны быть расточительными и не осознанными); «Сбережения семьи» (сбережения - это средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свой бюджет); «Пословицы и поговорки» и т. д.
Занятия проходили в игровой деятельности, где мы применяли основные экономические понятия такие как: деньги, цена, товар, семейный бюджет. Давали представление о том, что такое зарплата, пенсия, пособия, субсидии и т. д.
Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Для создания проблемных ситуаций используем следующие методические приёмы :
- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
- высказывание различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»);
- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
- постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.).
Работа по реализации проекта велась в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Из семьи ребенок получает поддержку, психологическую защищенность, формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе и окружающим. В течение всего времени родители были нашими помощниками и активными участниками. Родители были задействованы в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, дидактических игр, сочинили и написали сказки для сборника сказок по финансовой грамотности.
Результатом проекта стало создание книги сказок с яркими иллюстрациями и сборника дидактических игр по финансовой грамотности.
Таким образом, формируя предпосылки финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности, мы научим их понимать, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом, а покупки следует планировать.
Ермакова Е. А., Мальцева Д. Н, 2021