Людмила Еремеева
Использование проблемно-игровых ситуаций в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно развивать.
В своей работе я использую разнообразные приемы активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.
Публикация «Использование проблемно-игровых ситуаций в работе с детьми» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2022
Решение проблемных ситуаций считаю одним из главных приемов при обучении детей. Научить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей размышления. Таковой является проблемная ситуация, в которой на основе практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.
Требования к проблемным образовательным ситуациям :
Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
Проблема должна соответствовать той информации, которую познаёт обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию;
Ситуация должна создавать некоторую трудность в её решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребности в её решении;
Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.
Процесс постановки и решения проблемной ситуации включает в себя следующие этапы:
Постановка, формулирование проблемы;
Выдвижение предположений;
Выбор, проверка, обоснование гипотез;
Проведение итогов, вывод.
Проблемно-игровая образовательная ситуация помогает в увлекательной форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Она должна отвечать возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении всего времени ее решения, создавать положительный эмоциональный настрой.
Проблемные ситуации может создавать воспитатель специально в различных видах деятельности - игровой, трудовой и учебной.
При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают сильные положительные эмоции – от самой игры и от того, что с ними играет взрослый.
Выводы: Применение проблемных ситуаций помогает воспитателю:
Формировать у детей самостоятельное, творческое мышление;
Быть активными, наблюдательными и общительными;
Развивать познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
Перед вами стоит необычное дерево. И на нем висят необычные листочки. На этих листочках написаны вопросы. Сейчас ко мне выйдете по очереди и должны снять 1 листочек и ответить на вопрос.
1. Ты пришел в детский сад и принес конфетки. Что с ними сделаешь (Надо поделиться с друзьями, угостить)
2. Айталу нужно обратиться к воспитательнице, а она в это время разговаривает. Что нужно делать? (Ждать пока закончит разговаривать)
3. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает Марину (Нет)
4. Девочки играют в интересную игру. К ним подошла Света. Что скажут ей девочки? (Давай с нами играть)
5. Андрей столкнулся с Софией в дверях. Что он должен сделать (Извиниться)
6. Ариша принесла в группу новую куклу. А Милана хочет поиграть с Аришиной куклой. Что должна сделать Милана (Попросить поиграть)
7. Мальчики из кубиков построили дом. Павел играл рядом и задел дом. Дом сломался. Что должен сделать Павел (Извиниться).