Приложение МААМ

Использование приёмов самомассажа в логопедической практике

евгения ковалевская
Использование приёмов самомассажа в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы

Использование приёмов самомассажа в логопедической практике.

В логопедической практике для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры проводится логопедический массаж.

Помимо логопедического массажа эффективным средством, способствующим улучшению произносительной стороны речи, является самомассаж.

Публикация «Использование приёмов самомассажа в логопедической практике» размещена в разделах

Самомассаж – это массирование разных групп мышц своими руками, без помощи другого человека. Логопедический самомассаж, так же, как и массаж, - активный метод механического воздействия, способный изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц и сокращение периода постановки, автоматизации, дифференциации звуков.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам:

Для проведения самомассажа не требуется специального оборудования (кушетка, зонды).

Самомассаж можно выполнять сидя, лежа, стоя – в любой удобной позе.

Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого, самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

Приемам самомассажа могут пользоваться логопед, без специального обучения, сами дети своими ручками, так и их родители.

Для проведения самомассажа нет значительных противопоказаний.

К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массажа:

Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;

Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;

Разминание - смещение тканей с захватом –пощипывание.

Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная.

Схема проведения. Процедура логопедического самомассажа проводится, как правило, по рекомендуемой схеме:

1. Самомассаж головы и шеи.

2. Самомассаж мимических мышц лица.

3. Самомассаж губ, языка.

4. Дополнительными приемами является самомассаж кистей и пальцев рук и ушных раковин.

Самомассаж мышц головы и шеи

«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

«Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж ушей

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив, ушко мы помнем

И опять считать начнем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Из ушка к верхушке

Дорожка идет,

По этой дорожке

Наш пальчик пройдет.

Погладим ее мы,

Чтоб гладкой была…

И дальше продолжилась

Наша игра.

Снизу в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы считать.

Ушкам отдыхать пора

Вот и кончилась игра.

Самомассаж лица

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки, оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

А теперь по кругу щечки

Дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьем.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек

Нужно делать всем!

Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щечках. Делать 1 мин.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Четко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Чтобы думали получше

Озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

[i]Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом — круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 мин. [/i]

Точка 1

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три — скажу, четыре.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.

Точка 2

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем!

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Точка 3

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три — скажу, четыре

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Точка 4

Нужно делать всем.

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой.

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать по 10 раз.

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Самомассаж губ и языка

Данные приемы самомассажа можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

«Расческа». Поглаживание губ (поочередно верхней и нижней) зубами.

«Молоточек». Постукивание губ (поочередно верхней и нижней) зубами.

«Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

«Пошлепывание языка губами» («Накажем непослушный язычок»). Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

«Поглаживание языка зубами» («Причешем язычок»). Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

«Покусывание языка зубами» («Покусаем язычок»). Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Необычные рисунки

Взрослый предлагает ребенку порисовать, но не на бумаге, а на своем собственном язычке. Рисовать нужно чисто вымытым указательным пальцем по высунутому изо рта и широкому распластанному на нижней губе языку. По середине языка можно провести продольную полоску, нарисовать волну, спираль. Используя сразу два указательных пальца, можно изобразить елочку, птичку (в виде галочки) или кружок (из двух полукругов)

Для того чтобы «стереть» предыдущий рисунок и приступить к рисованию следующего, надо плашмя похлопать по языку указательным пальцем, а затем погладить его тем же пальчиком.

Можно придумать даже маленький рассказ, сопровождая его «рисованием» на языке…

Массаж языка с помощью пальцев

Взрослый читает маленький рассказ, сопровождая его «рисованием» на языке:

Выросла весной травка на лугу.

(Рисовать продольные линии на языке.)

Вышли курочки — стали травку клевать.

(Постучать по языку - в разных местах кончиком указательного пальца).

Вышли гуси — стали травку щипать.

(Пощипывать края языка от центра к периферии большими и указательными пальцами обеих рук.)

Вышли дети — стали по травке бегать и скакать.

(Поочередно в быстром темпе похлопывать по языку указательным и среднем пальцами.)

Щеточка

Для выполнения этого упражнения понадобится зубная щетка с не слишком жесткой щетиной.

Взрослый проводит щеточкой по языку малыша от средней части к кончику и обратно. При этом произносит слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык будем щекотать.

Затем ребенок берет в руку щетку и выполняет упражнение самостоятельно.

Взрослый быстро постукивает щетиной зубной щетки по всей поверхности языка. Затем ребенок выполняет это упражнение самостоятельно.

Приемы самомассажа языка можно выполнять не только в виде самостоятельных упражнений, но и в форме речи с движением, как иллюстрации к различным рифмовкам и потешкам.

Самомассаж рук

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно –

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет», круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

«обываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

«Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец)

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо-удальцы!

«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы сперва ее растянем,

А затем обратно стянем.

«Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га!

Очень вкусная трава!»

«Человечки» - указательным и средними пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечью (человечки – «маршируют», «прыгают», «бегут»).

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке.

Подготовила: учитель-логопед Ковалевская Е. А.

Публикации по теме:

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике»Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике» Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике».Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование нейроскакалок в практике дошкольного учрежденияИспользование нейроскакалок в практике дошкольного учреждения Здравствуйте! В нашем дошкольном учреждении с лета этого года стали использовать нейроскакалки в работе с детьми. В основном осваивают.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедамЭлементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов самомассажа в логопедической практике
Опубликовано: 23 апреля 2021 в 11:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов самомассажа в логопедической практике» (включая файлы) размещена пользователем евгения ковалевская (УИ 388662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД