Наталья Симонова
Использование предметно-пространственной среды сенсорной комнаты в системе образовательного процесса ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование предметно-пространственной среды сенсорной комнаты в системе образовательного процесса ДОУ
Симонова Наталья Дмитриевна
педагог-психолог
МДОУ детский сад №88 «Цветочный город»
В современной системе образования РФ – дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.
Публикация «Использование предметно-пространственной среды сенсорной комнаты в системе образовательного процесса ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно-пространственная развивающая среда.
Предметно-развивающая среда - это «…система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (по С. Н. Новосёловой)
Развивающая среда должна обеспечивать :
- Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения (группы, участка, зала, кабинета);
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- Наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, для одновременного включения в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, тем самым эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его наклонностей, интересов, уровня активности.
Роль образовательного учреждения в создании предметно-пространственной среды, на наш взгляд, заключается в:
1. Правильном её моделировании;
2. Полноценном насыщении в соответствии с возрастными особенностями детей;
3. Системном, планомерном и комплексном её использовании.
Системно-комплексному подходу в использовании развивающей среды уделяется нами особое внимание, что отражено в календарно-тематическом планировании (см. раздаточный материал, в соответствии с которым выстраивают свою деятельность, как воспитатели групп, так и специалисты детского сада (инструктор по физической культуре, музыкальный работник, педагог-психолог).
Приведу пример такого подхода на примере организации занятий (см. раздаточный материал). Так в ноябрьском блоке «С чего начинается Родина?» тема занятий «Наши домашние любимцы» последовательно раскрывалась
педагогами во всех образовательных областях :
Как видно из представленной таблицы, заданную тему раскрывали на занятиях, как воспитатели групп, так и специалисты, что позволило максимально задействовать предметно-пространственную развивающую среду учреждения, в том числе и кабинета психологической разгрузки.
Наши детишки превратившись в котяток и преодолев сенсорную тропу, с удовольствием играли лапками-пальчиками, учились распознавать эмоции (радость, страх, злость, ласкали себя мягкими лапками, воображая себя кошечками имитировали движения и повадки, прятались от мамы-кошки в сухом дождике и ловили солнечных зайчиков, а потом отдыхали под звуки колыбельной музыки.
На занятии в сенсорной комнате решались задачи :
1. Развивать навыки социального взаимодействия и способствовать формированию дружеских взаимоотношений;
2. Создавать условия для снятия психоэмоционального напряжения и преодоления коммуникативных барьеров;
3. Продолжать учить распознавать и подражательно воспроизводить эмоции: радость, испуг, гнев;
4. Побуждать детей выразительному исполнению образных движений;
И использовалось следующее оборудование: световые приборы (цветодинамический проектор и световая пушка, настенное зеркало, зеркальный шар, волшебный шнур, сухой дождь, компьютер с динамиками, сенсорная дорожка, музыкальная композиция (колыбельная, маски кошки и лапки-рукавички на каждого ребёнка и педагога.
Наш опыт работы позволил сделать однозначный вывод: правильно организованная предметно-пространственная среда при системном, комплексном подходе, выполняет образовательную, воспитывающую, коммуникативную функции и стимулирует детей на самостоятельное и самодеятельное её использование.