Ирина Колодяжная
Использование пословиц и поговорок в развитии речи старших дошкольников с ОНР посредством реализации проекта «Слово учит»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка. Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, употребления несклоняемых слов, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные слова. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова. При этом дошкольники достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову и следует только их увлечь, заинтересовать. Как это сделать? Одним из действующих средств, на наш взгляд, является устное народное творчество, а именно пословицы и поговорки.
Публикация «Использование пословиц и поговорок в развитии речи старших дошкольников с ОНР посредством реализации проекта „Слово учит“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами, в них много олицетворений, метких определений, образных выражений. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни, в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа.
К сожалению, наши дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не используют их в повседневной жизни, путают между собой пословицы и поговорки, жанры устного народного творчества, не всегда понимают их значение.
Надеемся, детско-родительских речевой проект «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит» позволит объединить всех участников образовательных отношений и успешно использовать развивающие и коррекционные возможности устного народного творчества (пословицы и поговорки) в развитии речи старших дошкольников с ОНР.
Вид проекта : речевой
Сроки проведения: средней продолжительности (декабрь 2021 года - февраль 2022 года)
Участники проекта : дети, родители, воспитатели и учитель - логопед старшей логопедической группы «Звёздочки»
Цель проекта : использование развивающих и коррекционных возможностей устного народного творчества (пословиц и поговорок) в развитии речи старших дошкольников с ОНР.
Задачи проекта :
вовлечь родителей непосредственно в совместную деятельность по созданию условий для целенаправленного использования воспитанниками пословиц и поговорок дома и в детском саду;
познакомить детей с жанром устного народного творчества – пословицами и поговорками;
формировать понимание многозначности слов, представление о роли и значении пословиц и поговорок в жизни людей;
побуждать и поддерживать желание воспитанников самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки;
развивать воображение, мышление, память, интонационную выразительность, лексико-грамматической строй речи, красочность и связанность высказывания;
воспитывать интерес к пословицам и поговоркам, стремление справедливо оценивать свои действия и действия окружающих.
Этапы реализации проекта : подготовительный, практический, заключительный
I. Подготовительный этап – создание специализированных условий :
изучение теоретико-методической литературы, передового опыта по применению пословиц и поговорок в образовательной деятельности старших дошкольников с ОНР;
выбор эффективных форм, методов и приемов работы с участниками проекта;
разработка перспективного планирования по проекту посредством интеграции образовательных областей в различных видах детской деятельности;
встреча в семейной гостиной «Звёздочки» по теме «Детско-родительский речевой проект «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит. Запуск и перспективы реализации»;
формирование информационного и методического фонда:
- наглядная агитация для родителей «Пословицы и поговорки для речевого развития детей», обзор тематических пословиц и поговорок по различным темам в соответствии с возрастом детей;
- методические рекомендации по применению пословиц и поговорок с детьми старшего дошкольного возраста в различных режимных моментах и ситуациях;
- картотека «Народные пословицы и поговорки», «Значение пословиц и поговорок», «Игры и занимательные упражнения с использованием пословиц и поговорок», «Загадки по народным пословицам и поговоркам»;
- иллюстративный материал, уместно отражающий смысл пословиц и поговорок о слове, речи, языке, природе, труде, дружбе, семье, Архангельской области и другое;
- художественные литературные произведения, отражающие смысл пословиц и поговорок в соответствии с возрастом детей: сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», К. И. Чуковского «Федорино горе», «Сивка-Бурка», В. Осеева «Волшебное слово», стихотворение С. Я. Михалкова «Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша»;
- настольно-печатные игры «Собери пословицу», «Найди пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Найди и назови пословицу, поговорку» и другие;
- конспекты беседы «Устное народное творчество — сила народной мудрости», ООД «Жанры устного народного творчества», «О пословицах и поговорках», сценарий викторины «Пословица недаром молвиться».
II. Практический этап:
реализация перспективного планирования по проекту посредством интеграции образовательных областей в различных видах детской деятельности:
Познавательное развитие : беседа-рассказ «Устное народное творчество — сила народной мудрости», ООД «Жанры устного народного творчества», «О пословицах и поговорках»; совместное рассматривание иллюстративных пословиц и поговорок; просмотр презентаций.
Речевое развитие : знакомство с пословицами и поговорками о слове, речи, языке, природе, труде, дружбе, семье, Архангельской области с последующим объяснением смысла, значения новых слов; загадки по пословицам и поговоркам; чтение художественных произведений про пословицы, беседы по ним; чтение и разучивание пословиц и поговорок с отстукиванием, отшагиванием, отхлопыванием ритма; проговаривание пословиц и поговорок с изменением громкости, высоты и темпа; автоматизация звуков в процессе произнесения пословиц и поговорок; рассказывание пословиц и поговорок с использованием схем мномотехники; словесные игры и упражнения «Я начну, а ты продолжи», «Кто знает, пусть продолжает», «Объяснялки», «Восстанови пословицу и объясни её», «Подбери слово в рифму», «Подбери противоположное слово к пословице», игра-соревнование «Кто больше скажет пословиц?», настольно-печатные «Найди пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Найди и назови пословицу, поговорку», «Собери пословицу», «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Какая пословица лишняя», «Подбери пословицу, которая учит добру (труду)»; применение пословиц и поговорок на занятиях, в повседневной жизни и в определённой ситуации.
Социально-коммуникативное развитие : беседа о моральных качествах человека, связанных со смыслом пословиц; игра-драматизация «Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша», инсценирование пословиц и поговорок «Делу - время, а потехе - час», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Язык до Киева доведёт», обыгрывание пословиц и поговорок в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Кафе» и другие.
Художественно-эстетическое развитие : пропевание пословиц и поговорок с отстукиванием ритма; рисование по пословицам «Терпение и труд, всё перетрут», «Сделал дело – гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Конь узнаётся при горе, а друг при беде», лепка «За всякое дело берись смело».
Физическое развитие : эстафета «Чья команда быстрее соберет пословицу», соревнование «Смелый боец – в бою молодец», подвижная игра «Не говори, что делал, а покажи, что сделал», «Животные в пословицах».
вовлечение родителей непосредственно в совместную деятельность по созданию условий для целенаправленного использования воспитанниками пословиц и поговорок дома и в детском саду:
- подбор родителями пословиц и поговорок, иллюстрационного материала, уместно отображающего их смысл, в соответствии с заданной темой;
- знакомство, объяснение смысла и разучивание пословиц и поговорок с детьми дома;
- совместное детско-родительское рисование по выбранным пословицам и поговоркам;
- оформление родителями страниц рукотворной книги.
III. Заключительный этап – подведение итогов, рефлексия:
оформление продукта детско-родительского речевого проекта «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит» – рукотворных книг совместного творчества педагогов и семей воспитанников «Удивительный мир пословиц и поговорок»;
викторина для воспитанников группы «Пословица недаром молвиться»;
обобщение опыта;
презентация проекта «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит» педагогам МКДОУ № 1.
Итоги реализации проекта :
обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы («методическая копилка», иллюстративный материал, настольно-печатные игры);
удалось вовлечь родителей непосредственно в совместную деятельность по созданию условий для целенаправленного использования воспитанниками пословиц и поговорок дома и в детском саду - 70% активных семей;
у воспитанников:
- сформировался устойчивый интерес к пословицам и поговоркам, представление о роли и значении пословиц и поговорок в жизни людей, желание самостоятельно использовать их в речи;
- повысился уровень речевого развития различных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики).
Они определяют пословицы и поговорки среди других жанров устного народного творчества, понимают разницу между пословицами и поговорками, могут объяснить их значение, овладели семантикой слов и словосочетаний в них, с удовольствием поддерживают применение пословиц и поговорок на занятиях, в повседневной жизни и в определённой ситуации, оценивая свои действия и действия окружающих посредством данного жанра устного народного творчества.
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа в рамках реализации детско-родительского речевого проекта «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит» позволила в увлекательной форме дать детям возможность проявить свои способности и успешно решить развивающие и коррекционные задачи в развитии речи старших дошкольников с ОНР.
Список информационных источников
1. Кузьмина М. Пословицы. М. : Хатбер-пресс, 2014.- 16 с.
2. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 224 с.
3. Ушакова О. С. Знакомим с литературой детей 5-7 лет: конспекты занятий: [методические рекомендации] / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : Творческий Центр Сфера, 2009. - 223 с.
4. Интернет-ресурсы:
5. https:/slavianin.ru/
https://doshkolnik.ru/
https://infourok.ru/
https://logoped.ru/
https://maam.ru/