Ирина Фисунова
Использование поисковой деятельности как мотивации для развития основных свойств внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач образования на современном этапе является
изменение методов обучения с увеличением веса тех, которые формируют
практические навыки анализа информации, самообучения и самостоятельной
работы. Технический прогресс коренным образом меняет жизнь даже
дошкольников. Электронные игры и телевизионные программы не только
заменяют деревянную лошадку, но и ограничивают круг и тематику
общения, делая виртуальным процесс познания мира, отдаляя детей от мира
обычных вещей и явлений. И, если, как поется в песне, «нынче в школе
первый класс вроде института», детский сад в последние годы становился
Публикация «Использование поисковой деятельности как мотивации для развития основных свойств внимания» размещена в разделах
больше похожим на школу. Отсюда стремление педагогов дать ребенку как
можно больше знаний. Но как говорил Ян Амос Коменский «Нужно учить
так, чтобы люди насколько это возможно, приобрели знания не из книг, а из
неба и земли, из дубов и буков, т. е. знали и изучали сами вещи, а не только
чужие наблюдения и свидетельства о вещах». Именно этой установке
отвечает тема разработанной мною программы развития познавательных
способностей «Вижу, слышу, действую – познаю мир» (1)
Многолетний опыт работы в детском саду показал, что дети
усваивают знания лучше тогда, когда они становятся их собственным
открытием. Исследовательская деятельность присуща даже младенцу. Он
берет игрушку и пытается ею манипулировать: стучит о стол, пробует на зуб.
Подрастая, ребенку интересно потрогать ручонками муку, но мама строго
предупреждает: «Не трогай, испачкаешься», хочется с брызгами постирать
носочки в мыльной пене и мама снова пресекает желание: «Ты мне
мешаешь». Так мы взрослые мешаем развитию замечательных свойств
детства – любознательности и любопытства.
Программой воспитания в детском саду предусмотрена задача
ознакомления дошкольников с качествами и свойствами предметов, но
традиционные методики обучения, на мой взгляд, сужают рамки
самостоятельного познания мира предметов. Поэтому я поставила перед
собой задачу расширить диапазон чувственного познания обычных
предметов и материалов. Сделать это можно через систему человеческих
анализаторов: зрения, слуха, обоняния, различного манипулирования. И чем
больше анализаторов будет включено в процесс исследования, тем больше
информации получит ребенок об изучаемом объекте, тем полнее будут
знания об окружающем (2)
Но важна не только полученная информация. Необходимо
подвести ребенка к осознанию и пониманию того, что качество предмета
зависит от свойства материала. И нужно научить устанавливать, видеть эти
элементарные связи и отношения, что в свою очередь является условием
развития логического мышления. (3)
Деятельностное познание свойств окружающих предметов активно
влияет на обогащение словарного запаса дошкольников. Называние свойств
и качеств, словесное обозначение собственного действия, делает слово
открытием для ребенка, и таким образом становится ближе понятийное
содержание самого слова.
Организация деятельностного познания окружающего позволяет
формировать навыки поисковой и аналитической деятельности, способствует
развитию объяснительной и доказательной речи. (4)
Именно такой путь обучения детей, на мой взгляд, может
сформировать у дошкольников такие личностные качества, как
самостоятельность, самоорганизованность и самообучаемость.
Одним из средств решения поставленной задачи является создание
развивающей среды в группе. Для меня развивающая среда – это та
обстановка, которая не только радует глаз или сообщает какие-то знания, но
и побуждает к различным формам деятельности по выбору самого ребенка.
Поэтому в группе мы обязательно организуем мини-лабораторию. (5)
В этом уголке самостоятельной деятельности представлено огромное
разнообразие материалов, к которым дети имеют свободный доступ. Это не
только глина, песок, проволока, перья, различные виды бумаги, ниток, но и
множество предметов из них как промышленного производства, так и
созданные самими детьми. Со всем этим богатством можно действовать:
резать ножницами, рассматривать в лупу, бить молотком, пилить настоящей
пилой. Книги познавательного характера, различные схемы, таблицы как
напоминание о возможных действиях с некоторыми материалами, их
последовательности также являются частью развивающей среды. Все это
разнообразие предметов и материалов постоянно меняется для поддержания
познавательного интереса дошкольников.
Обучающий процесс также является средством развития
познавательных способностей детей. Он представляет собой систему
организованных фронтальных занятий и индивидуальной работы.
Основными являются занятия по ознакомлению с окружающим, занятия по
другим разделам также содержат интегрированный компонент поисковой
деятельности. Даже занятия по ознакомлению с художественной
литературой используются для того, чтобы научить детей перевести
номинальный признак объекта в образное определение явления. Например,
зная свойства железа, дети легко объясняют образное понятие «Железный
характер». (6)
Чтобы занятия не носили характер только передачи знаний,
обязательно используются такие методические приемы развивающего
обучения, как: детское экспериментирование, проблемные ситуации,
логические задачи, моделирование. Самым трудным для меня оказалась
необходимость правильной постановки вопросов, с помощью которых
можно, как направлять поиск путей решения проблемной задачи, так и
подводить к нужному умозаключению. И, как показывает опыт, именно
такие вопросы интересны детям, и наиболее результативны в процессе
обучения. (7)
Любая деятельность детей на каждом занятии должна быть
игровой, потому что именно она наиболее близка им. Поэтому так важна
мотивация. Для знакомства со свойствами материалов мы с ребятами
отправляется в путешествие по Королевству Глинянного царя, по
Картонному царству-Бумажному государству, или в Город мастеров, в
котором есть Деревянная улица, Железный дворец, Стеклянная площадь. (8)
Обустроить зону актуального развития дошкольников помогают
наглядный и дидактический материал. Простейшие схемы и модели
предлагают детям понятный способ действия с различными объектами. И
как результат – повышенный интерес к проведению элементарных опытов.
Дети научились не бояться действовать с любыми материалами. Самое
удивительное и ценное в том, что сама эта работа, не требуя воздействия
взрослого, воспитывает в детях аккуратность, целеустремленность, желание
довести дело до конца. А это первые шаги к самообучению, самореализации
и самостоятельности (9)
В процессе работы рождались и новые дидактические игры.
Например: игра «Проволочное чудо». (10) Она появилась в процессе
ознакомления детей со свойствами ткани. Небольшой длины проволочки
были обмотаны разноцветными нитями. При знакомстве с игрой эти цветные
проволочки были даны под названием ниточки. Но полученные на занятиях
представления о свойствах разных видов нитей зародило в детях сомнение,
почему же ниточки их новой игры хорошо держат придаваемую им форму.
Во время детских рассуждений было высказано много разных
предположений как по материалу, так и потому, как можно узнать, что
внутри такой ниточки.
В раздаточном материале, который дети знают под названием
«Волшебные дощечки» (11) к предлагаемым М. Монтесори материалам
добавила новые: упаковочный материал с воздушной прослойкой, кору
деревьев, обои со структурным узором.
Цель такого материала - развивать тактильные ощущения, а это в
сою очередь способствует развитию речи. Для меня важно связать
ощущение и понятие. Например, слово шелковистый. Сначала возникает в
сознании образ ткани, затем вспоминаются ощущения, испытываемые при
прикосновении к ней. Моя задача - полнее словесно обозначить эти
ощущения.
Такие игры предоставляют ребенку возможность самому найти
ответы на вопросы: «почему?», «какой?», «как?». Доказать правдивость
своего вывода. Как показывает практика, знания, полученные во время
опытов, запоминаются надолго. Для меня же важно связать получаемый
детьми результат с повседневной жизнью: песок пропускает воду, поэтому на
участке нет луж, а на асфальте – лужи.
В организации экспериментальной деятельности я стремлюсь
научить детей нестандартно смотреть на привычные вещи, уметь видеть в
привычном что-то особенное. Игры в исследование часто перерастают в
реальное творчество и поэтому вовсе не важно – открыл ли ребенок что-то
новое или сделал то, что всем давно известно.
Работая с детьми дошкольного возраста, меня всегда тревожило то,
что дети постоянно делятся на шустриков и «мямликов». «Шустрикам»
всегда легче найти друзей, пережить обиды, рассказать стихотворение,
решить возникшую проблему. А вот «мямлики»…Мои наблюдения
позволяют утверждать, что именно самостоятельная исследовательская
деятельность помогает таким детям почувствовать уверенность в себе. Они
учатся не бояться трудностей, высказывать свое мнение, радоваться своим
успехам, не стесняться рассказывать о них другим.
Результатом реализации программы развития познавательных
способностей дошкольников является методический комплекс (12,
включающий:
- перспективный план образовательной работы с детьми старшего
дошкольного возраста;
- конспекты занятий по ознакомлению с окружающим ;
- дидактические игры и наглядные пособия;
- копилка опытов и экспериментов;
- апробированные методы выявления диагностики формируемых навыков и
знаний.
Именно такой комплекс помогает вести работу последовательно, в
четко структурированной системе, интегрируя задачи познавательного и
речевого развития. Такая система обеспечивает и высокий результат,
который характеризуется следующими критериями:
- дети не боятся действовать с предметами; для определения свойств и
качеств различных материалов, применяют все анализаторы – слуховой,
тактильный, обонятельный, зрительный;
- дети начинают логически мыслить; ставить задачу, решать ее, делать
выводы по полученным результатам;
- речь детей становится богаче, активизируется и расширяется словарь; дети
чаще прибегают к доказательной и объяснительной речи;
- общее развитие детей достигает более высокого уровня;
- у детей формируются навыки совместной деятельности.
Использование поисковой деятельности в работе с детьми обеспечивает
обязательный рост показателей. Если в начале работы средние показатели
определяются 46-47%, то в конце года – они вырастают до 87-89%. (13)
За годы работы над темой сформировался пакет диагностических
методик, который позволяет выявлять динамику развития навыков
познавательной деятельности (14)
1. Диагностика овладения знаниями и навыками по программе
воспитания и обучения в детском саду – получение данных об общем
развитии ребенка.
2. Диагностика навыков практического обследования предметов – оценка
навыков использования анализаторов при выявлении свойств и качеств
материалов.
3. Диагностика использования глаголов и прилагательных при описании
предмета – возможность качественно и количественно
характеризовать словарь детей.
Чтобы вести постоянный мониторинг эффективности применяемой
технологии, все получаемые данные заносятся в таблицы, представляются
графиками, сравниваются, анализируются.
Благодаря такому анализу мной было выделено одно противоречие.
Технология позволяет значительно расширить диапазон пассивного словаря
детей, но этот запас не становится активным, т. е. дети используют многие
слова только в специально созданной обстановке и редко пользуются ими в
повседневной жизни. Решение возможно в интегрировании познавательных и
речевых задач. А как реализовать такое интегрирование, покажет будущая
практическая работа. (15)
1. Важнее знакомить детей с ближайшим окружением, потому, что на
доступном уровне устанавливаются элементарные связи, которые
являются основой системных знаний об окружающем жизни. Если
ребенок понимает, почему рыба никогда не будет ходить, то он легко
поймет, почему Земля никуда не упадет.
2. Знания – достояние ребенка, и когда он понимает это, появляется
интерес к самообучению. Нужно только сохранить детское
любопытство и любознательность.
3. Предлагаемая мной педагогическая технология эффективна, т. к.
обеспечивает комплексный подход в реализации поставленной задачи.