Лариса Мурашова
Использование педагогической технологии Л. Г. Петерсон «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п. 1.6 ФГОС ДО). И в нашей Программе «От рождения до школы» особое внимание уделяется развитию личности ребенка, его саморазвитию и самосовершенствованию через различные виды деятельности.
Любая деятельность дает опыт познания окружающего мира и формирует у ребенка важные умения: ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, справляться с возникающими трудностями.
Слайд 2
Публикация «Использование педагогической технологии Л, Г, Петерсон „Ситуация“» размещена в разделах
В настоящее время наибольшее распространение получила «Технология деятельностного метода обучения «Ситуация», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Слайд 3
Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня. Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать пусть небольшой, но самостоятельный шаг в познании мира.
Возникает вопрос: в чем состоит «механизм» саморазвития и какую роль в процессе формирования играет дошкольная ступень?
Данная «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника, развить коммуникативные навыки, активизировать речевую деятельность детей. В соответствии с этим, основным результатом дошкольного образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД, которые определяются как «способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного освоения нового социального опыта», т. е. умение учиться познавать окружающий мир, самому участвовать в приобретении новых знаний с помощью взрослого.
Потребность в получении знаний и саморазвитиии возникает в ситуации затруднения.
Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет, как это узнать.
Слайд 4
Какова же роль педагога и ребенка при организации технологии деятельностного подхода «Ситуация»?
Ребенок выступает…. слайд 5
Воспитатель, использующий технологию деятельностного метода «Ситуация», создает ситуацию, когда дети сами «открывают» новые знания для себя или приобретают опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов познания окружающего мира.
Воспитатель является… слайд 6
А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.
Как организатор, воспитатель …. слайд 7
Как помощник, воспитатель…. слайд 8
Слайд 9
Данная технология может использоваться не только на занятиях, но и на экскурсиях, праздниках, сюжетно-ролевых играх.
Технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций:
образовательная ситуация «открытия» нового знания,
образовательная ситуация тренировочного типа,
образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая).
Мы рассмотрим подробнее организацию образовательной ситуации «открытия» нового знания, задачами которой являются:
расширение системы знаний ребенка путем включения в нее нового знания,
формирование способности ребенка к освоению нового способа действия.
Слайд 10
Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты:
введение в ситуацию;
актуализация знаний и умений;
затруднение в ситуации;
открытие «нового» знания;
включение «нового» знания в систему знаний;
осмысление.
Рассмотрим подробнее, каким образом реализуются перечисленные структурные моменты ситуации «открытия» нового знания в практике образовательной деятельности дошкольников.
Слайд 11
Введение в ситуацию.
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей мотивации включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, ставят «детскую» цель. Для этого, как правило, используется беседа, которая обязательно должна быть связанна с их жизненным опытом и быть лично значимой для детей.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.
У младших дошкольников на данном этапе преобладает игровая мотивация и они ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями т. е. поиграть.
В старшем возрасте преобладает мотивация личной заинтересованности, мотивация общения в условиях помощи, и они ставят цели, важные не только для них, но и для окружающих, например, помочь кому-либо.
Приведем пример.
Тема: На лугу, в лесу, в саду.
Ребята, вы любите получать подарки? Что бы вам хотелось получить в подарок? А что лучше всего подарить маме? Конечно, лучший подарок для любой женщины-цветы. А какие цветы любят ваши мамы? Ребята, а где можно взять цветы? (В цветочном магазине). В наш цветочный магазин привезли так много цветов, что продавцы не успевают составить букеты, боятся, что цветы завянут и просят нас с вами помочь. Хотите помочь продавцам? А сможете?
Слайд 12
Актуализация знаний и умений.
На данном этапе мы направляем деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт дошкольников, необходимые им для «открытия» нового знания, организуем подготовку к самостоятельному выполнению пробного действия. При этом дети воспринимают происходящее как игру, движутся к своей «детской цели и даже не догадываются о том, что педагог ведет их к «новым» открытиям.
Слайд 13
Затруднение в ситуации.
На данном этапе мы моделируем ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое «пробное» действие. Но выполнение этого «пробного» действия опирается на то новое знание, которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение.
В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …».
Далее на базе полученного опыта в старших группах, используя вопросы: «Что сейчас нам надо узнать? Чему нам нужно научиться?», мы формируем очень важную задачу образования умение учиться,
Таким образом, мы подводим детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто».
Приведем примеры.
Тема: на лугу, в лесу, в саду.
Дети помогли продавцу расставить цветы, которые они знают, по вазам: в одну — садовые, в другую — луговые, в третью — лесные. Воспитатель сообщает детям, что в магазин завезли еще несколько цветов, их нужно тоже поставить в вазу, в зависимости от места произрастания. Дети в затруднении.
Смогли помочь продавцу? Не смогли. –
- Почему не смогли? Не знаем, где растут эти цветы.
Значит, что нам нужно узнать? Где растут эти цветы.
Слайд 14
Открытие «нового» знания.
На данном этапе мы вовлекаем детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний.
С помощью вопросов «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения.
В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает».
В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу».
Используя различные приемы и методы, мы организуем построение нового знания или способа действий, показываем и проговариваем свои действия, задаем вопросы, чтобы зафиксировать ответы детей: Что нужно делать? Как делать?
Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного «открытия» нового знания.
Приведем примеры.
Тема: на лугу, в лесу, в саду.
Дети предлагают способы получения нового знания и приходят к выводу, что лучше всего посмотреть в информационном источнике. Педагог подводит их к плакату с изображениями лесных, луговых и садовых цветов. Дети отыскивают изображение своего неизвестного цветка, воспитатель называет цветок, дети проговаривают: «Георгин — садовый цветок» и ставят его в вазу с другими садовыми цветами и т. д.
Все справились, возникает ситуация успеха.
Слайд 15
Вкючение «нового» знания в систему знаний.
На данном этапе мы предлагаем различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.
При этом мы обращаем внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность, используя вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др.
Также на данном этапе при организации самопроверки и взаимопроверки дети приобретают первичный опыт самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников.
Использование на данном этапе различных форм организации детской деятельности: в группах, в парах, индивидуально, позволяет формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.
Слайд 16
Осмысление.
На данном этапе происходит оценивание детьми собственной деятельности.
С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» происходит фиксирование достижения «детской цели».
А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводим детей к выводу, что свою «детскую» цель они достигли, благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились.
Воспитатель делает выводы: теперь вы сами можете научить своих друзей, предлагает подумать, где и как можно применить полученные знания и умения.
Вывод: использование технологии Петерсон позволяет создать условия для накопления ребенком опыта деятельности и общения, а также является основой его умственного и личностного развития в соответствии с требованиями ФГОС.