Получи документы

Использование педагогической технологии Л. Г. Петерсон «Ситуация»

Лариса Мурашова
Использование педагогической технологии Л. Г. Петерсон «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п. 1.6 ФГОС ДО). И в нашей Программе «От рождения до школы» особое внимание уделяется развитию личности ребенка, его саморазвитию и самосовершенствованию через различные виды деятельности.

Любая деятельность дает опыт познания окружающего мира и формирует у ребенка важные умения: ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, справляться с возникающими трудностями.

Слайд 2

Публикация «Использование педагогической технологии Л, Г, Петерсон „Ситуация“» размещена в разделах

В настоящее время наибольшее распространение получила «Технология деятельностного метода обучения «Ситуация», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.

Слайд 3

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня. Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать пусть небольшой, но самостоятельный шаг в познании мира.

Возникает вопрос: в чем состоит «механизм» саморазвития и какую роль в процессе формирования играет дошкольная ступень?

Данная «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника, развить коммуникативные навыки, активизировать речевую деятельность детей. В соответствии с этим, основным результатом дошкольного образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД, которые определяются как «способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного освоения нового социального опыта», т. е. умение учиться познавать окружающий мир, самому участвовать в приобретении новых знаний с помощью взрослого.

Потребность в получении знаний и саморазвитиии возникает в ситуации затруднения.

Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет, как это узнать.

Слайд 4

Какова же роль педагога и ребенка при организации технологии деятельностного подхода «Ситуация»?

Ребенок выступает…. слайд 5

Воспитатель, использующий технологию деятельностного метода «Ситуация», создает ситуацию, когда дети сами «открывают» новые знания для себя или приобретают опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов познания окружающего мира.

Воспитатель является… слайд 6

А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.

Как организатор, воспитатель …. слайд 7

Как помощник, воспитатель…. слайд 8

Слайд 9

Данная технология может использоваться не только на занятиях, но и на экскурсиях, праздниках, сюжетно-ролевых играх.

Технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций:

образовательная ситуация «открытия» нового знания,

образовательная ситуация тренировочного типа,

образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая).

Мы рассмотрим подробнее организацию образовательной ситуации «открытия» нового знания, задачами которой являются:

расширение системы знаний ребенка путем включения в нее нового знания,

формирование способности ребенка к освоению нового способа действия.

Слайд 10

Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты:

введение в ситуацию;

актуализация знаний и умений;

затруднение в ситуации;

открытие «нового» знания;

включение «нового» знания в систему знаний;

осмысление.

Рассмотрим подробнее, каким образом реализуются перечисленные структурные моменты ситуации «открытия» нового знания в практике образовательной деятельности дошкольников.

Слайд 11

Введение в ситуацию.

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей мотивации включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, ставят «детскую» цель. Для этого, как правило, используется беседа, которая обязательно должна быть связанна с их жизненным опытом и быть лично значимой для детей.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

У младших дошкольников на данном этапе преобладает игровая мотивация и они ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями т. е. поиграть.

В старшем возрасте преобладает мотивация личной заинтересованности, мотивация общения в условиях помощи, и они ставят цели, важные не только для них, но и для окружающих, например, помочь кому-либо.

Приведем пример.

Тема: На лугу, в лесу, в саду.

Ребята, вы любите получать подарки? Что бы вам хотелось получить в подарок? А что лучше всего подарить маме? Конечно, лучший подарок для любой женщины-цветы. А какие цветы любят ваши мамы? Ребята, а где можно взять цветы? (В цветочном магазине). В наш цветочный магазин привезли так много цветов, что продавцы не успевают составить букеты, боятся, что цветы завянут и просят нас с вами помочь. Хотите помочь продавцам? А сможете?

Слайд 12

Актуализация знаний и умений.

На данном этапе мы направляем деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт дошкольников, необходимые им для «открытия» нового знания, организуем подготовку к самостоятельному выполнению пробного действия. При этом дети воспринимают происходящее как игру, движутся к своей «детской цели и даже не догадываются о том, что педагог ведет их к «новым» открытиям.

Слайд 13

Затруднение в ситуации.

На данном этапе мы моделируем ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое «пробное» действие. Но выполнение этого «пробного» действия опирается на то новое знание, которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение.

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …».

Далее на базе полученного опыта в старших группах, используя вопросы: «Что сейчас нам надо узнать? Чему нам нужно научиться?», мы формируем очень важную задачу образования умение учиться,

Таким образом, мы подводим детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто».

Приведем примеры.

Тема: на лугу, в лесу, в саду.

Дети помогли продавцу расставить цветы, которые они знают, по вазам: в одну — садовые, в другую — луговые, в третью — лесные. Воспитатель сообщает детям, что в магазин завезли еще несколько цветов, их нужно тоже поставить в вазу, в зависимости от места произрастания. Дети в затруднении.

Смогли помочь продавцу? Не смогли. –

- Почему не смогли? Не знаем, где растут эти цветы.

Значит, что нам нужно узнать? Где растут эти цветы.

Слайд 14

Открытие «нового» знания.

На данном этапе мы вовлекаем детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний.

С помощью вопросов «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает».

В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу».

Используя различные приемы и методы, мы организуем построение нового знания или способа действий, показываем и проговариваем свои действия, задаем вопросы, чтобы зафиксировать ответы детей: Что нужно делать? Как делать?

Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного «открытия» нового знания.

Приведем примеры.

Тема: на лугу, в лесу, в саду.

Дети предлагают способы получения нового знания и приходят к выводу, что лучше всего посмотреть в информационном источнике. Педагог подводит их к плакату с изображениями лесных, луговых и садовых цветов. Дети отыскивают изображение своего неизвестного цветка, воспитатель называет цветок, дети проговаривают: «Георгин — садовый цветок» и ставят его в вазу с другими садовыми цветами и т. д.

Все справились, возникает ситуация успеха.

Слайд 15

Вкючение «нового» знания в систему знаний.

На данном этапе мы предлагаем различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.

При этом мы обращаем внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность, используя вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др.

Также на данном этапе при организации самопроверки и взаимопроверки дети приобретают первичный опыт самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников.

Использование на данном этапе различных форм организации детской деятельности: в группах, в парах, индивидуально, позволяет формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.

Слайд 16

Осмысление.

На данном этапе происходит оценивание детьми собственной деятельности.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» происходит фиксирование достижения «детской цели».

А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводим детей к выводу, что свою «детскую» цель они достигли, благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились.

Воспитатель делает выводы: теперь вы сами можете научить своих друзей, предлагает подумать, где и как можно применить полученные знания и умения.

Вывод: использование технологии Петерсон позволяет создать условия для накопления ребенком опыта деятельности и общения, а также является основой его умственного и личностного развития в соответствии с требованиями ФГОС.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование буктрейлер-технологии в детском садуИспользование буктрейлер-технологии в детском саду Использование буктрейлер-технологии в детском саду. Необходимость повышения интереса к детскому чтению сейчас актуальна. Современный мир.

Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике»Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике» Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике».Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей.

Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практикеИспользование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике. Пластилин был придуман в 1897 году в Англии преподавателем.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы»Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы» Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию (рисование) для средней группы «Платьице для куклы» Цель.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ»Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только.

Консультация для родителей «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» ВидеоКонсультация для родителей «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» Видео Добрый день, уважаемые родители!Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом и средством.

Мастер-класс «Цветы и бабочки для музыкально-педагогической технологии «Хор рук»Мастер-класс «Цветы и бабочки для музыкально-педагогической технологии «Хор рук» Недавно я познакомилась с инновационной музыкально-педагогической технологией по методике Т. Боровик «Хор рук» (двигательное двухголосие).

Автор публикации:
Использование педагогической технологии Л. Г. Петерсон «Ситуация»
Опубликовано: 22 августа 2022 в 14:40
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование педагогической технологии Л. Г. Петерсон «Ситуация»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Мурашова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД