Получи документы

Использование пальчиковых игр в процессе здоровьесберегающих технологий в младшем дошкольном возрасте

Докукина Марина Николаевна
Использование пальчиковых игр в процессе здоровьесберегающих технологий в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ детский сад «Теремок»

Использование пальчиковых игр в процессе

здоровьесберегающих технологий в младшем дошкольном возрасте.

Музыкальный руководитель:

Докукина М. Н.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В. Сухомлинский

Ранний и младший дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности.

Публикация «Использование пальчиковых игр в процессе здоровьесберегающих технологий в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в младшем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Врачи, педагоги, учёные, психологи, музыканты – каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребёнка впервые годы его жизни. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя в это процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. В традиционную непосредственную образовательную музыкальную деятельность включили формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий. С этой целью мы используем здоровьесберегающие технологии, как валеологические песенки-распевки, игровой массаж, дыхательную гимнастику, пальчиковые игры и т. д.

Игра является ведущим видом деятельности в детском саду, «даёт возможность многогранного раскрытия личности, развития способностей, сплачивания детей на основе общих замыслов и интересов» (А. А. Люблинская).

Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении всей жизни. Именно это открывает педагогам широкие возможности для использования мощнейшего потенциала игр в целях оптимизации процесса образования – утверждают психологи Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский. Высоко оценивая значение игры, В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений». Общеизвестно, что пальчиковые игры и упражнения положительно влияют на развитие речи дошкольников. По мнению учёной, доктора наук М. М. Кольцовой: «Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук». Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – непосредственная образовательная музыкальная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целеноправленное всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование в каждой непосредственной образовательной музыкальной деятельности следующих здоровьесберегающих технологий : валеологические песенки-распевки, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения, музыкотерапию, игровой массаж, речевые игры, пальчиковые игры.

При организации занятий музыкальной деятельностью с младшими дошкольниками мы заметили определенные проблемы: у некоторых детей плохо развита мелкая моторика пальцев рук; наблюдается неустойчивый интерес к пальчиковым играм; с трудом даётся согласование речи с движениями под музыку, недостаточно развито чувство ритма.

Учитывая тот факт, что пальчиковые игры часто используются в практике педагогами д/с, мы решили остановится именно на этой форме работы с детьми поподробнее, определили цель – систематизация работы по развитию младших дошкольников в процессе использования пальчиковых игр в музыкально-игровой деятельности.

Важным было решение задач:

1. развивать пальчиковую моторику рук;

2. развивать речь и умение согласовывать речь с движением под музыку;

3. развивать творческие способности в театрально-игровой деятельности;

4. воспитывать интерес к пальчиковым играм;

5. развивать чувство ритма.

Чтобы преодолеть выше указанные проблемы, использовали ряд методов и приё мов: наглядность, показ, нетрадиционные виды массажа, творческо - игровые ситуации, игры с движениями под музыку. Основой работы стал выстроенный нами перспективный план развития интереса к музыке в процессе использования здоровьесберегющих технологий в младшем возрасте.

Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить образовательную музыкальную деятельность наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Любые упражнения эффективны только при условии многократных, регулярных повторений. Поэтому пальчиковые игры, элементы логоритмики и театральной педагогики стали своеобразными традициями в режиме дня воспитателей. Широко практикуются нашими педагогами такие пальчиковые игры, как…

Большую помощь оказывают родители. Он с удовольствием дома повторяют и закрепляют то, что мы разучили с детьми в детском саду. Мы для них подготовили памятки для самостоятельных занятий пальчиковыми играми и упражнениями со своими малышами. Пальчиковые игры мы используем для показа открытых мероприятий, для родителей и педагогов, в развлечениях, досугах. В конце года мы проводим итоговую образовательную музыкальную деятельность, где используем в основном все здоровьесберегающие технологии, в том числе и пальчиковые игры.

В своей педагогической работе мы используем такие пальчиковые игры : улитка, стульчик, кисточка, киска, турист, загибалочка, копытца, осьминожки, кормушка для птиц, цветочки, пряничек, ёжик, волна, чайка, клавиши, сорока, триктак.

Таким образом, роль пальчиковых игр на развитие малыша велика. Развивается мелкая моторика, что стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребё нка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Пальчиковые игры способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение, благодаря пальчиковой игре у детей развивается речь и обогащается словарный запас, воображение, улучшается память и развивается чувство ритма. Так же пальчиковые игры помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними. Такая непосредственная образовательная музыкальная деятельность, как правило, очень нравится малышам.

Приложение

УЛИТКА

Задачи:

Развивать координацию движений обеих рук и мелкую моторику пальцев.

Улитка, улитка (показать «рога улитки»,

По листику ползет, медленно «шагать» по бедру)

Улитка, улитка

Домик свой везет.

Посажу улитку

На ладонь свою, (поставить «улитку» на ладонь другой руки)

Я ее поглажу, (погладить «улитку»)

Песенку спою.

Но улитка в домик (сжать пальцы в кулак)

Спрятала рога,

Отпущу улитку, (поставить кулак на бедро)

И опять улитка (повторить движения)

По листику ползет,

Пусть ползет сама.

И сама улитка

Домик свой везет.

СТУЛЬЧИК

Задачи:

Развивать чувство ритма.

Уметь чередовать правую и левую руки

«Стульчик» ты из рук сложи - пальцы правой руки

сжать в кулак и приставить его к нижней части левой ладони, вернуться в исходное положение)

те же движения левой рукой

и детишкам покажи

КИСТОЧКА

Задачи:

Учить имитировать движениями рук жесты дирижера

(на каждую долю)

Мягкой кисточкой раскрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (кисти руки опущены вниз, все пальцы- «ворсинки» соединены в пучок, образуя мягкую «кисточку» Руки развести в стороны, пальцы разомкнуть, «распушить ворсинки», в обратном движении руки и пальцы вернуть в исходное положение.

ТУРИСТ

Задачи:

Развивать координацию движений.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

И. п. : на ладони левой руки стоят «ножки»-

указательный и средний пальцы правой

руки, остальные сжаты («рюкзак за плечами»)

Я шагаю по ладошке (по очереди поднимать пальцы-«турист шагает»

Р аз - два-три - четыре-пять - («шагает»по пальцам

по порядку, начиная с мизинца)

Хорошо мне так шагать («идти» дальше по руки вверх, в «гору»)

Хорошо мне так шагать,

Можно шейку почесать! (дойти до шеи, сзади остановиться).

ЗАГИБАЛОЧКА

Задачи:

Развивать чувства ритма, познакомить с названием пальцев.

Раз-два-три-четыре-пять (5 хлопков в ладоши)

Будем пальцы загибать : (4 хлопка в ладоши)

Вот большой, вот указательный {одновременно

на обеих руках загибаем последовательно большие пальцы, затем указательный

Будьте вы теперь внимательны

Средний мы сейчас загнем, (загнуть средние пальцы

Безымянный позовем. (то же -безымянные)

И мизинчик молодец, (загнуть мизинцы)

Опустился, наконец.

Получились кулачки (вращение кулачков)

Застучали молотки (стучать кулачком о кулачок)

Тук-тук-тук-тук!

Вы послушайте свой стук. (Повторить последние 2 строчки про себя, простучать ритм возле уха)

КОПЫТЦА

Задачи:

Развивать чувства ритма (хлопать руками и притопывать ногой)

Ритмичные хлопки основаниями ладоней у запястья, не разъединяя пальцев.

Еду, еду на лошадке (по 4 «щелчка» запястьями на сильную долю) Еду, еду-путь не гладкий (то же)

Скок, («хлопок», руки перед собой)

Скок, («хлопок» - руки вверху)

Пере скок («хлопок» внизу)

(«хлопок» вверху»)

Через речку на мосток! (удары запястьями на каждый слог, постепенно вытягивая руки вперед).

ОСЬМИНОЖКИ

Задачи:

Развивать сгибательные и разгибательные движения рук.

И. п. - пальцы сжаты в кулак. Плыли, плыли осьминожки, (резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка)

Опустились на дорожку, (поставить пальчики

на подушечки на колени)

Быстро-быстро побежали (пальчики «бегают» по коленям)

И три ножки потеряли.

Но зато осталось пять (на слово «пять» показать раскрытые ладони) Можно все пересчитать, (поочередно загнуть все пальцы в кулак)

Игру повторить сначала.

КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ

Задачи:

Развивать координацию движения обеих рук.

Учить детей выполнять движения пальчиками и ладошками одновременно.

Прилетайте, птички, («зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке. (4 раза - «режущие» движения

одной ладони по другой)

Приготовлю крошки, (пальцы щепоткой- «крошим хлеб»,тереть подушечки пальцев друг о друга)

Хлебушка немножко.

Эти крошки - голубям, (вытянуть правую руку вперед с раскрытой ладонью)

Эти крошки - воробьям, (то же- левой рукой)

Галки да вороны, (тереть ладонью о ладонь)

Ешьте макароны! («катая из хлеба макароны»)

ЦВЕТОЧКИ

Задачи:

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Учить детей поочередно выпускать пальчики из сжатого кулака обеих рук.

Как в лесу в на кочке,

Расцвели цветочки. (поочередно выпускают пальчики из

сжатого кулака обеих рук - распускаются лепестки цветка

Цветики, цветики, Цветики, цветочки,

С ветерком шептались, Солнцу улыбались.

(«фонарики» - вращение кистями обеих рук)

(трут ладошки друг о друга)

Цветики, цветики, («фонарики»)

Цветики, цветочки.

ЁЖИК

Задачи:

Развивать сгибателъно-разгибателъные движения рук

Учить поднимать пальцы рук поочередно, начиная с мизинца.

Добрый ежик жил под елкой, (пальцы сцеплены в замок, сложены)

Проверял свои иголки (поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца)

Чистил и точил, как ножик:

Защищаться должен ежик! (пошевелить сцепленными пальцами)

ВОЛНА

Задачи:

Развивать координацию рук.

На морях бывают штормы, (волнообразные движения сцепленных рук перед собой)

Там большие ходят волны,

Выше дома, выше крыш, (увеличить амплитуду «волн»)

Пароход им- как малыш! (максимальные «волк» сцепленными

руками)

ЧАЙКА

Задачи:

Регулировать тонус мышц детской ладони.

Чайка над волной летала, (сцеплены большие пальцы рук,

остальные пальцы изображают крылья)

Чайка крыльями махала,

Рыбка хвостиком плеснула, (вращательные движения «хвостика»)

Чайка в воду вмиг нырнула, (сложить ладони вместе и опустить вниз)

КЛАВИШИ

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

Раз-два-три-четыре-пять,

Будем клавиши считать. (попеременно касаться большого пальца остальными пальцами кисти, как будто касаясь на фортепиано ноты до, до, ре, ре, ми,, фа, ми, ми, ре, ре, до, до, до и далее звукоряд

вверх и вниз)

До, ре, ми, фа, соль, ля, си- Сколько клавишей спроси

СОРОКА

Задачи:

Развивать сгибателъные и разгибательные движения обеих рук. Развивать координацию рук.

И. п. — пальцы сжаты в кулак.

Тут сорока прилетала (левая ладонь-«раскрытый клюв»)

Угощать всех кашей стала: (правая- пальцы в кулачке)

Кушай, Крошка, (отгибать и массировать пальцы, начиная с мизинца)

И Алешка,

И Антошка, И Сережка.

И для старшего немножко!

Кашу пальчики поели, (4 хлопка «тарелочками»)

Заплясали и запели. (Вращение кистями).

ТРИКТРАК

Задачи :

Развивать координацию рук и мелкой моторики

Трик- трак, трик- трак! движения сцепленных рук изображают

перекатывание деревянного колеса.)

Под мостом жил старый рак (ребенок подводит правую руку под левую, шевелит пальцами)

Рыжий кот пришел на мост, (пробегает вторым и третьим пальцами

по вытянутой вперед левой от плеча до запястья)

И схватил его за хвост, (пробегает вторым и третьим пальцами по прав руке и в конце фразы правый мизинец прячет в левый кулак)

«Мяу- мяу! Помогите! (держит в кулачке спрятан мизинец; второй, третий, четвертый пальцы соединенные вместе, соединяет и разъединяет с первым изображает мяукающий рот кота)

С хвоста рака отцепите» (чередуя руки, вытягивает мизинец из кулака)

Все бегут, и ты беги- (ставит руки одну под другую и быстро шевелит пальцами)

Коту Ваське помоги! (хлопки в ритме текста, в конце фразы -шлепок по коленям)

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Использование мнемотехники для разучивания стихов и потешек в младшем возрасте (2–4 года)Использование мнемотехники для разучивания стихов и потешек в младшем возрасте (2–4 года) У детей дошкольного возраста преобладает наглядно - образная память. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, способствует развитию.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Мастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрастеМастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрасте Уважаемые коллеги, позвольте поделиться с вами своим опытом по организации элементарного бытового труда с использованием алгоритмов. Цель.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!»Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы  Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пальчиковых игр в процессе здоровьесберегающих технологий в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 19 марта 2020 в 17:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование пальчиковых игр в процессе здоровьесберегающих технологий в младшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Докукина Марина Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД