Екатерина Цветкова
Статья «Рисование как средство формирования умений декоративного рисования детей седьмого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад №8 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга
Цветкова Е. Т., воспитатель
РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
Аннотация: в статье раскрыты педагогические условия формирования умений декоративного рисования у детей седьмого года жизни посредством рисования по мотивам художественных росписей северо-западной части России: оятской, волховской, пермогорской, мезенской и великоустюжской изразцовой росписей.
Публикация «Статья „Рисование как средство формирования умений декоративного рисования детей седьмого года жизни“» размещена в разделах
Ключевые слова: умения декоративного рисования, рисование, педагогическая поддержка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования [1], дошкольное образование считается первой ступенью общего образования, а художественно-эстетическое развитие является одной из пяти областей современного дошкольного образования. Художественная культура – это уникальное изобретение человечества, которое позволяет ребёнку обрести свой путь самовыражения и с первых лет жизни ощутить себя через творческую деятельность полноправным субъектом мира. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М. Н. Скаткин). Условием, необходимым для творчества, является овладение умениями в каждом виде искусства, так как иначе человек не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.
Формирование этих умений следует начинать на ранних стадиях формирования личности - в старшем дошкольном возрасте. Также необходимо разрабатывать новые подходы к эстетическому воспитанию дошкольников, в частности, через рисование, которое является одним из важнейших средств познания мира, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. (К. К. Утробина) В этом мы видим актуальность выбранной темы исследования.
Новизна нашего исследования заключается в том, что формирование умений декоративного рисования детей седьмого года жизни осуществляется посредством рисования по мотивам художественных кистевых росписей нашего, северо-западного региона (оятской, волховской, пермогорской, мезенской и великоустюжской изразцовой росписей, которых (за исключением мезенской, нет ни в комплексных, ни в парциальных программах дошкольных образовательных организаций.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является обращение к народному искусству в педагогической работе с детьми [6, c. 92]. Важность развития декоративного рисования у дошкольников отмечены в работах О. А. Соломенниковой, Т. С. Комаровой, Ю. В. Максимова, Г. Н. Пантелеева, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флёриной, А. А. Грибовской, Т. Я. Шпикаловой, В. В. Гавриловой, Л. А. Артемьевой и др. Говоря о народном искусстве, Н. П. Сакулина пишет: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, даёт богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений» [2, с. 94]. Г. Н. Пантелеев рассматривает различные направления применения декоративно-оформительского творчества для развития мышления и воображения. Т. С. Комарова подчеркивает важность декоративного рисования для развития речевых навыков детей дошкольного возраста. В своей программе «Радость творчества» О. А. Соломенникова отмечала: «Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми».
Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время недостаточно представлены методические пособия по формированию умений декоративного рисования для дошкольников по художественным росписям Северо-запада России (оятская, волховская, пермогорская, мезенская росписи, великоустюжский изразец). Среди авторских методических пособий, которые направлены на развитие умений декоративного рисования можно выделить следующие:
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.
- Кудряшова Н. А. Особенности обучения декоративному рисованию. Включение регионального компонента.
- Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет : рекомендации, планирование, конспекты занятий.
- Леонова Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка: учебно-методическое пособие.
- Чусовская А. Н. ; под ред. Соломенниковой О. А. Программа и методические материалы по художественному творчеству детей 5-7 лет.
- Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа и др.
В перечисленных пособиях и программах образовательная деятельность по декоративному рисованию строится, в основном на народных промыслах центральной части России (Жостово, Гжель, Семёнов, Городец, Полхов-Майдан, Холуй, Федоскино и т. д.)
Методических пособий, направленных на формирование умений декоративного рисования по художественным росписям северо-западного района России, нами в ходе исследования выявлено не было.
Таким образом, проблема исследования – каковы педагогические условия формирования умений декоративного рисования посредством рисования у детей седьмого года жизни.
Цель исследования – изучение влияния рисования на формирование умений декоративного рисования детей седьмого года жизни, разработка и апробация конспектов непрерывной образовательной деятельности, направленных на формирование умений декоративного рисования, с использованием приемов педагогической поддержки.
Объект исследования – процесс формирования умений декоративного рисования.
Предмет исследования – рисование как средство формирования умений декоративного рисования детей седьмого года жизни.
- пермогорская, мезенская росписи, великоустюжский изразец).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
анализ научно-методической литературы;
изучение материалов исследований по проблеме;
педагогическое наблюдение;
эксперимент.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что разработанный комплекс конспектов непрерывной образовательной деятельности может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций для формирования умений декоративного рисования детей седьмого года жизни.
Исследование проводилось на базе государственной бюджетной дошкольной образовательной организации детский сад № 8 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Эксперимент состоял из 3-х этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте приняли участие дети подготовительной группы «Ладушки» в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). В экспериментальную группу вошли дети, которые оставались в детском саду до вечерней прогулки, формирующий эксперимент проводился с ними во второй половине дня. В контрольную группу вошли дети, которых забирали до 15:00 на различные занятия, в том числе, по подготовке к школе.
Цель констатирующего эксперимента : определение уровня сформированности умений декоративного рисования детей седьмого года жизни. За основу мониторинга было взято диагностическое обследование по методике О. А. Соломенниковой «Критерии сформированности знаний о народном декоративно-прикладном искусстве и критерии сформированности умений декоративного рисования и лепки». Для более оперативного диагностирования нами был отобран ограниченный набор критериев и показателей: умение рисовать орнамент в различных геометрических формах и умение украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла.
Диагностика проводились с каждой из групп отдельно. По результатам двух методик был выведен средний балл.
Результаты обследования показали, что из всех воспитанников подготовительной группы высокий уровень развития умений декоративного рисования показали только 20% контрольной группы, средний уровень сформированности умений декоративного рисования продемонстрировали 40% детей экспериментальной группы и 80% контрольной группы. Низкий уровень сформированности умений декоративного рисования продемонстрировали 60% экспериментальной группы.
На основании полученных результатов диагностики нами был разработан формирующий эксперимент, цель которого - создание условий для формирования умений декоративного рисования у детей седьмого года жизни.
Для формирования умений декоративного рисования детей седьмого года жизни, был разработан комплексный подход, который включал работу по следующим направлениям:
1. проведение непрерывной образовательной деятельности по теме «Народные художественные промыслы нашего края»;
2. работа по оказанию педагогической поддержки;
3. обеспечение наличия наглядного материала (изготовление образцов росписей (вариативных, поэтапных, образцов прямого следования).
Структура формирующего эксперимента включала проведение 11 конспектов непрерывной образовательной деятельности по теме исследования. Каждой из росписей дети занимались по 2 раза, конспекты были построены по принципу «от простого к сложному». Образовательная деятельность с детьми седьмого года жизни осуществлялась во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляла 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности проводились динамические паузы.
Комплексный подход в решении поставленной задачи позволил получить положительные результаты уже в ходе проведения эксперимента, что выражалось, в частности, в следующем: уже к середине формирующего этапа эксперимента нами было отмечено, что дети стали задавать мало вопросов, только просили рассмотреть поближе варианты изразцовых орнаментов, выполняли работу творчески, комбинируя элементы. Не путали геометрический орнамент с растительным. Это говорит том, что ими уже были восприняты основные декоративные элементы и начал максимально проявляться имеющийся творческий потенциал.
Для выявления результативности проведенной работы был проведен контрольный эксперимент, его цель - выявить эффективность проведенной работы.
С дошкольниками из контрольной группы не проводилась дополнительная образовательная деятельность по декоративному рисованию. В связи с этим, результаты повторной диагностики не выявили никаких изменений. По-прежнему 80% дошкольников контрольной группы демонстрируют средний уровень умений декоративного рисования, а 20% - высокий.
В экспериментальной группе контрольный эксперимент выявил, что количество детей с высоким уровнем умения декоративного рисования составляет 15%. Дети, которые продемонстрировали средний уровень умений декоративного рисования, составляют 70%. Низкий уровень умений декоративного рисования наблюдается у 15% детей экспериментальной группы.
В процессе повторной диагностики дети из экспериментальной группы более уверенно использовали полученные навыки, комбинировали узоры. Для оформления отдельных частей игрушки использовали различные орнаменты. Дети свободно пользовались палитрой, выбирали кисти необходимого размера и активно смешивали краски для получения необходимого оттенка или консистенции.
Заключение: на основании полученных данных контрольного эксперимента можно заключить, что выдвинутая в начале работы гипотеза о возможности использования рисования для формирования навыков декоративного рисования в условиях педагогической поддержки и посредством проведения комплекса конспектов непрерывной образовательной деятельности по теме «Народные художественные промыслы нашего края» является верной.
Разработанный комплекс конспектов непрерывной образовательной деятельности может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций для формирования умений декоративного рисования детей седьмого года жизни. В этом заключается практическая значимость нашего исследования.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. - М. : Феникс, 2007. – 420 с.
3. Погодина С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста / С. В. Погодина - М. : Изд-ий центр «Academia», 2015.
4. Проектирование психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка с разными образовательными потребностями в условиях образовательной деятельности ДОУ. Методические рекомендации. Материалы деятельности региональной экспериментальной площадки. (Санкт-Петербург, сентябрь 2016) / Под общ. ред. Н. А. Вершининой, Е. В. Пискуновой. – СПб. : Изд-во «Свое издательство», 2016.
5. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие. - М. : Академия, 2011. – 426 с.
6. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. - М. : Просвещение, 1961. – 268 с.