Наталья
Использование нетрадиционных видов изодеятельности в массовых и коррекционных группах
▼ Скачать + Заказать документы
[quote=Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук". М. М. Кольцова]Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук". М. М. Кольцова[/quote]
Выполняя мелкие движения с предметами, развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Публикация «Использование нетрадиционных видов изодеятельности в массовых и коррекционных группах» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Движения у детей с общим недоразвитием речи неловки, плохо скоординированы, они неправильно держат карандаш, плохо ориентируются на листе бумаги. То есть у этих детей недостаточно развита тонкая моторика пальцев рук, помимо речевых нарушений, а также нарушений некоторых психических функций.
Поэтому, занимаясь традиционной изобразительной деятельностью, такие дети испытывают неудовлетворение конечным результатом.
Нетрадиционная изобразительная деятельность привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Так же нетрадиционная изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развитии мелкой моторики, тактильного восприятия, и конечно, развитии речевых навыков, решая коррекционно-развивающие задачи.
Занимаясь изобразительной деятельностью нетрадиционными способами, ребенок каждый раз открывает для себя, что рисовать можно не только кистью, но и губкой, которую тоже можно макнуть в краску. Деревья можно изобразить из тонких жгутиков цветной бумаги, а красивые цветы с помощью техники «бумагопластики», используя разную по качеству бумагу, начиная от салфеток и заканчивая плотной упаковочной фактурой.
Результат работы ребенка зависят от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в увлекательное путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение и т. д.
Умело и эмоционально объяснять способы и последовательность действий и показывать приемы изображения.
Необходимо использовать в работе с детьми различные виды деятельности по изучаемой лексической теме. Например: тема «Новый год». Дети старшей группы рисуют елочку используя технику «Рисование по сырому», выкладывают ее из счетных палочек. Производят счет елочек, определяют размер. Составляют описательные рассказы о ней.
Обучение нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и постепенного нарастания сложности техник.
Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Необходимо поощрение, при необходимости – помощь.
Рисунки детей с общим недоразвитием речи отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесенности частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей.
По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. Дети-пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы. Однако, из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей с ОНР происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому, порой, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия.
Нетрадиционные виды изобразительной деятельности – это один из способов развития детей с общим недоразвитием речи.
Многие дети не способны самостоятельно оценить красоту какого-либо предмета или явления. В этом мы должны помочь, иначе понятие «красиво» останется формальным для ребенка, не приобретет конкретного смысла. Для того, чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, мы сами должны уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться.
Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т. е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов нужно учитывать характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальных особенности с детей с ОНР.
Изодеятельность для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, открывая новые возможности изодеятельности. Нестандартные подходы в организации изодеятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
При организации деятельности, выборе техники, материала и темы необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
У детей с речевыми нарушениями отмечается повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться на выполнении задания, испытывают затруднения при словесном описании своих действий, поэтому необходимо учить ребят общаться, поощрять их желание наблюдать за работой друг друга. Педагог должен создавать спокойную рабочую обстановку, а так же в процессе работы проводить динамические паузы и физкультминутки.
Занимаясь изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник и материалов, дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
Поэтому необходимо использовать нетрадиционную технику рисования в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Также можно посоветовать использовать данные виды работы и в обычных группах, так как они развивают воображение, творчество, заставляют думать, что положительно сказывается на эмоциональном и психическом состоянии любого ребенка.