Елена Венальевна Смирнова
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательно-развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в нашей группе «Дружные ребята группа № 9» мы использовали физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.
Публикация «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в детском саду» размещена в разделах
Невозможно решить главную задачу без совместной деятельности с родителями. Ведь основа ЗОЖ закладывается в первую очередь в семье, а в детском саду мы продолжаем ее.
Родителям в нашей группе было предложено принять активное участие в изготовлении нестандартного оборудования, они охотно согласились. Были даны рекомендации: из какого материала и как изготовить.
В старшей группе мы постарались соблюсти принцип преемственности в формировании двигательной активности дошкольника.
Основными задачами при создании условий для самостоятельной двигательной деятельности являются :
У детей с низкой подвижностью – повышение двигательной активности, воспитание интереса к подвижным играм и спортивным упражнениям.
У детей с высокой двигательной активностью – формирование сознательного управления своими действиями. Воспитания выдержки, настойчивости, интереса к играм, требующим точного выполнения.
Обязательной в старшем дошкольном возрасте является стена осанки.
В нашей группе с подиумом и местами касания пяток, ягодиц, плеч и затылка в виде яблони. Она многофункциональна может,использоваться в качестве мишени для метания.
Согласно гендорному подходу в группе имеется зеркальная стена. Она не обходима для контроля осанки, коррекции внешнего вида, выполнение гимнастики и танцевальных упражнений для девочек. Мальчикам для силовых упражнений и тренировки мышц предложены гантели разного веса, браслеты утяжелители, набивные мячи для силовых упражнений, кистевые эспандеры.
Вместо гимнастических палок, которые провоцируют детей с неустойчивой нервной системой на агрессию, мы используем круглые жгуты. Сложенные пополам, в 4, в 8 раз увеличивают нагрузку на мышцы,при выполнении упражнений.
Многофункциональная стена метания с кольцами на липучках и шариками прилипалами, дарцы, мишени из коробки для торта и пластиковых бутылок, которую можно использовать в горизонтальном положение.
Цветные бумы разной формы и размера, тоннель и ворота для подлезания.
Для обще развивающих упражнений мы используем флажки, ленточки, скакалки, косички, мешочки
Для элементов спортивных игр в группе имеются ракетки для тенниса и бадминтона, мячи разных размеров, кольцебросы и бильбоке.
Дети очень любят спортивные игры, эстафеты и соревнования. Для этого у нас есть кегли, мячи для метания, шнур для наматывания на палочку, султанчики, канаты, ориентиры разных видов, медали.
В нашей группе дети любят игры с парашютом, цвет каждого сектора выделен петлёй ручкой. Игры с парашютом способствуют сплоченности, координации движений, психологической разгрузке, развивают вниманию точность движений, мелкую и крупную моторику.
Для профилактики плоскостопия используем различные массажные дорожки, коврики,
Массажные следочки и мячики, шестигранные карандаши, пособие из обрезков скакалки и трубочек.
Для дыхательных упражнений имеются ленточки, бабочки, султанчики, кораблики –оригами.
Так как группа старшего возраста мы используем модели и схемы упражнений, схематические карты разных видов спорта.
Насыщенная, многофункциональная, яркая, доступная предметно – двигательная среда является средством приобщения ребёнка к физической культуре и здоровому образу жизни. Выполнение упражнений с нестандартным оборудованием повысило интерес у детей к занятиям, улучшило качество их выполнения, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу.
В моей работе мы рассмотрим игры с цветными лентами и парашутом.
Подвижные игры и упражнения с нестандартным оборудованием.
Игры с лентами.
Подвижная игра «Ловишки с лентами».
Цель: Упражнять детей в беге в рассыпную, с увёртываньем. Развивать ловкость, Быстроту, внимание. Воспитывать у детей двигательную самостоятельностью.
Материал: Набор лент и набор поясков по количеству детей.
Правила игры.
Дети встают в круг. С помощью считалки выбрать ведущего Ловишку. Остальным детям выдать (предварительно детям одеть поясочек-резиночку). Каждый играющийполучает ленточку, которую закладывает за поясок сзади. В центре круга Ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а Ловишка стремится вытянуть у кого- нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «раз, два, три, в круг беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым Ловишкой.
Игра малой подвижности «Радужный поезд».
Цель: Упражнять в ходьбе с препятствиями. Формировать умение действовать сообща командой. Воспитывать у детей выдержку, способствовать психологической разгрузке. Воспитывать уважение к другим детям.
Материал : Два набора лент по количеству детей. Карты – схемы «Радуга» и «Препятствия».
Правила игры.
В ходе игры дети должны составить последовательную цепочку в зависимости от цвета лент показываемых ведущим (возможно использование карт схем с последовательностью цветов и выполнения задания). Звучит спокойная музыка. Ведущий поочерёдно показывает ленты разного цвета. Ребёнок у которого лента такого же цвета в стаёт за первым человеком держа его за пояс. Последовательно составляется весь поезд. Поезд движется по залу в заданном направлении по картам –схемам.
Подвижная игра «Найди свой домик»
Цель:Развивать у мение ориентироваться в пространстве, внимание. Упражнять в легком беге в рассыпную.
Материал:Обручи, цветные ленты по колличеству детй.
Правила игры.
Каждый ребёнок должен зханять домик определённого цвета. Все дети берут по одной ленте. На полу разложены обручи с привязанным бантиком соответствующего цвету лент у играющих. Пока звучит музыка, дети бегают по залу. Как музыка останавливается, каждый ребёнок должен занять свой домик определив его по цвету ленты. После этого Дети обмениваются лентами, а обручи поменять местами. Игра повторяется несколько раз.
Игра малой подвижности «Рука в руку»
Цель: Развивать внимание. Упражнять в умении строить ровный круг. Способствовать психологической разгрузке.
Материал: Разноцветные лены по две на каждого ребёнка.
Правила игры.
В ходе игры дети должны составит пары по цвету и замкнутый круг. Все играющие берут цветные ленты в каждую руку из разных наборов, так чтобы у одного ребёнка были ленты разного цвета в каждой руке. Под музыку вальса дети выполняют танцевальные движения. По сигналу педагога, все должны встать в круг и взятся за руки так чтобы рядомоказались ленты одного цвета. Игра повторяется несколько раз.
Подвижная игра «Лето тёплое, зима холодная».
Цель: Упражнять детей в беге в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, умение действовать по сигналу. Закреплять понятие холодный и теплый цвет.
Материал: Наборы лент красного и синего цветов (так же можно использовать и другие цвета холодного и тйплого оттенков).Обручи красного и синего цвата.
Правила игры.
В ходе игры дети должны занять домик и закрепить понятие холодный и тёплый цвет. Все дети берут ленты. Пока звучит музыка дети двигаются по залу. Как только музыка останавливается, каждый ребёнок должен занять свой домик. Дети с лентами тёплых цветов занимают красные обручи, дети с лентами холодных цветов занимают обручи синего цвета.
Подвижная игра «Разноцветный лес».
Цель: Развивать у мение ориентироваться в пространстве, внимание. Упражнять в легком беге в рассыпную. Закреплять названия цветов и оттенков.
Материал: Набор лент по две каждого цвета.
Правила игры.
Рекомендуется проводить игру на прогулке. Все дети берут ленты из первого набора и разойдясь по териториии вешают ленты на векки кустарников, лавочки и т. д. Вернувшись к педагогу, дети берур из второго набора по одной ленте другого цвета и расходятся «по лесу». Они должны найти ленту сврего цвета. Сняв ленту, они приносят обе ленты педагогу. Игра повторяется
Подвижная игра «Кот и мыши»
Цель : Развивать ловкость и быстроту движений.
Материал: Три набора цветных лент.
Правила игры.
Каждый ребёнок должен собрать собрать три одинаковые ленты. По полу, в центре круга, где живёт кошка, рассыпаются цветные ленты. Детям «мышкам» даётся по ленте из первого набора. По команде «мышки» забегают в круг и собирают свою ленту. «Кошка» должна ловить «мышек» забежавших в круг, сама не выходя из круга.
Игры с парашутом.
Игровой парашут- это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которых по кругу расположены ручки-петли. Парашутом можно играть в спортивном зале, в группе, подходит для игрна свежем воздухе- на газоне или песке.
Игры с паорашутом не соревновательные, они учат согласованости действий, и умению чувствовать движения других игроков.
Цель: Развивать умение согласовывать свои действия с действиями команды и ведущего. Способствовать сплоченности, координации движений, психологической разгрузке, развивать внимание точность движений, мелкую и крупную моторику.
Малой подвижности игра «Ветер».
Дети берутся за ручки парашюта, и плавно его опускают и поднимают, и наслаждаются ветром, который вылетает из-под парашюта. При этом для синхронизации движений дети произносят слова:
Высоко-высоко подняли,
А теперь низко-низко опустили!
А теперь снова низко-низко опустили!
А теперь снова высоко-высоко подняли!.
Подвижная игра «Море и волны».
Эта игра подходит для любого возраста, она помогает как активизировать группу, так и успокоить. Начинаем с мелких волн, потом раскачиваем парашют всё сильнее, устраиваем шторм, потом постепенно уменьшаем волны, приговаривая, что ветер стал слабее, волны утихают, и на море штиль.
Подвижная игра «Под грибом».
По мотивам сказки Сутеева «Под грибом». Дети делятся на две команды. Первая команда Грибочки, которые поднимают и опускают парашют «пряча персонажей сказки от дождя под грибом»
Дети ходят по кругу, приговаривая слова
Застал сильный дождь муравья.
Куда спрятаться не знает.
Увидал гриб и спрятался под гриб.
Дети плавно поднимают парашют, дают парашюту наполнится воздухом. В этот момент забегает ребёнок – персонаж и садится под парашют в середину.
Игра продолжается до последнего персонажа. Когда все дети спрятались под парашют, дити Грибки говорят:
Закончился дождь!
Засветило солнышко!
Разбежались все по своим делам!
Дети из-под парашюта разбегаются в рассыпную.
Команды меняются местами.
Подвижная игра «Карусели».
Хороводная игра, Дети взявшись за ручки парашюта двигаются с ускорением и замедлением. Приговаривая слова:
Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели!
А потом,потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
Подвижная игра «Воробушки домой»
Дети поднимают и опускают парашют, а под ним прыгают на двух ногах дети- воробушки, которые машут крылышками. Когда звучит команда «Вылетай поскорей» все дети выбегают из-под парашюта, а потом по команде «воробушки домой».все летят обратно, стараясь при этом никого не сбить и не уронить на бегу.
Среди белых голубей,
Скачет серый воробей.
Среди белых голубей,
Скачет серый воробей.
Воробушек пташка – серая рубашка!
Вылетай поскорей!
Выбегай, не робей!
Полетали, покружились
и обратно воротились.
Воробушки домой!
Подвижная игра «Яблочко по блюдечку».
Для этой игры нужен парашют и лёгкий большой мяч. Игра требует большой командной работы и активного взаимодействия.
Команда объединяется и натягивает парашют, потом плавно начинают покачивать парашют, стараясь с одной стороны помочь мячику катится по парашюту вдоль края или из стороны в сторону.
Катись- катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку,
Покажи мне и города, и поля,
Покажи мне гор высоту, и небес красоту.
На последних словах дети опускают и поднимают парашют так, чтоб мяч подлетел вверх.