Светлана Толмачева
Использование нестандартного оборудования при организации здоровьесберегающих подходов в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Важным направлением в формировании у детей оснoв здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой. Для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартнoе оборудование, изготовленное своими руками
Изготовления таких пособий не требует больших затрат. Используются разнообразный бросовый материал. Минимум затрат и времени! А в результате получаются очень яркие привлекающие к себе внимание пособия.
Публикация «Использование нестандартного оборудования при организации здоровьесберегающих подходов в детском саду» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2017
Большое внимание уделялось эстетике и привлекательности оборудования. Все пособия должны быть яркими, интересными для малышей.
При изготовлении и использовании нестандартного оборудования необходимо помнить, что к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.
Нестандартное оборудование должно быть :
1. Безопасным;
2. Максимально эффективным;
3. Удобным к применению;
4. Компактным;
5. Универсальным;
6. Технологичным и простым в изготовлении;
7. Эстетичним.
Красочное многофункциональное нестандартное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений. Посредством нестандартного оборудования, у детей вызывается интерес к занятиям физкультурой, желание поиграть с новыми для них атрибутами.
Приведем пример нестандартного оборудования, которое мы применяем в нашем детском саду.
1. Координация движений профилактика плоскостопия, осанка
- корригирующие дорожки
Изготовление: на основу из ткани, клеенки, линолеума приклеиваются или пришиваются разнообразные бусины, пуговицы, решетки, то есть создается шероховатая поверхность, раздражающая кожу стопы ребенка.
Цель: профилактика плоскостопия; развитие равновесия, координации движений
- «Паутинка»
Изготовление: обруч с натянутыми лентами.
Использование : для пролезания.
Развивается и совершенствуется координация движений.
- Бильбоке
Изготовление: обрезанная бутылка, в прорезь пробки закрепляется ленточка, к концу которой прикреплена коробочка от киндер-сюрприза.
Использование : развитие координации движений, меткости.
2. Развитие мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения
- Массажные перчатки
Изготовление: на обычные детские перчатки нашиваются разнообразные бусы и пуговицы.
Использование : помогают оказывать позитивное влияние на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников. Oни очень понравились детям! С удовольствием и желанием дети играют и делают массаж себе и друг другу! Массаж проводится для повышения общего тонуса организма, для укрепления иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребёнка.
- Моталочки («солнышко», «волшебный цветок»)
Цель: развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества
Материал: цветные ленты, палочки или незаточенные карандаши.
Использование : можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Игра «Кто быстрей?».
- Цветные ладошки
Изготовление: из цветной самоклеющей бумаги вырезаются контуры детских ладошек, наклеиваются на горизонтальную поверхность.
Задачи: Развитие пространственного мышления: тактильно – кинестетической чувствительности; мелкой моторики рук формирует координацию движений и внимание, снимают эмоциональное напряжение.
- Сухой дождь
Изготовление: цветные атласные ленточки наклеиваются на зонтик, обруч, на рейку. Дети перебирают ленты руками, касаются лицом.
Цель: регулирование эмоционального состояния.
- Сухой бассейн
Изготовление: в красивую большую коробку или в пластиковый контейнер насыпаются каштаны или желуди, фасоль или гречка, рис На дно кладутся некрупные игрушки, на морскую тематику (рыбки, лягушки и т. д.) Детям предлагается найти на дне игрушки.
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики, массаж рук.
3. Развитие правильного дыхания, координация зрения.
- «Сдуй бабочку с цветка»
Материал: основа из крышки из-под майонеза, бумажные бабочки
Задачи: учить детей правильному дыханию
Цель: развивать дыхательную мускулатуру, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
- «Воздушный футбол»
Материал: картонная коробка для поля, легкий мяч, трубочки для коктейля
Задачи: развивать дыхание, силу выдоха.
Можно использовать в игровой деятельности.
- «Купол»
Материал и изготовление: Ткань разных цветов, сшита по кругу ровными секторами — треугольниками.
Задачи: снятие эмоционального напряжения; развитие ловкости; внимания, быстроты реакции; вырабатывать правильное ритмическое дыхание.
Варианты использования : Как многофункциональное спортивно – игровое пособие в спортивных праздниках, эстафетах, развлечений, спортивных занятиях, совместной деятельности детей и воспитателя, во время релаксации, а так же, в самостоятельной деятельности.
- Зрительные тренажеры
Материал: потолочная плитка, яркие картинки, цветными стрелками обозначен маршрут, по которому нужно двигаться глазами.
Используются для профилактики нарушения зрения, развитие внимания, зрительной функции, ориентировки в пространстве.
- Зрительные ориентиры
Материал: деревянные палочки от мороженого, шпажки, предметные картинки. На кончик папочки или шпажки прикрепляются картинки героев или предметов. Палочку перемещаем вверх-вниз, ближе-дальше.
Правила использования зрительных стимуляторов (ориентиров)
1. зрительные ориентиры не должны сливаться по цвету с одеждой и окружающей обстановкой.
2. Зрительные ориентиры должны находится чуть выше уровня глаз детей
3. Показ зрительного ориентира осуществляется в медленном темпе.
4. Работают только глаза, голова неподвижна.
В качестве зрительных ориентиров можно развешивать на стенах группы различные изображения и во время занятий, связанных со зрительным напряжением, предлагать детям найти картинку взглядом.
Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения, а нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.