ольга курицына
Использование настольных игр в математическом развитии детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование настольных игр в математическом развитии детей среднего возраста
Автор: Курицына Ольга Юрьевна
Организация: МБДОУ «Детский сад № 31»
Населенный пункт: Ставропольский край г. Михайловск
Современная действительность предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Реализация ФГОС ДОУ предполагает поиск таких форм и методов в работе с детьми, которые бы учитывали возрастные особенности детей, закономерности их развития. Новая модель образовательного процесса должна способствовать в первую очередь всестороннему развитию детей.
Темочки:
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Настольные игры своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Всем известно, что именно игра является ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте. Поэтому педагогам необходимо как можно больше использовать все преимущества игры для достижений наилучших результатов в развитии детей дошкольного возраста. Именно игра для ребенка дошкольника является источником познания окружающего мира.
Исследования ведущих педагогов и психологов доказали неоспоримую пользу использования игры для развития детей дошкольного возраста. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е. И. Радиной, Е. А. Флериной, Р. И. Жуковской, Н. П. Сакулиной, и др.
Виднейший русский педагог XIX века К. Д. Ушинский подчеркивал, что игра более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна.
Известный советский ученый-педагог А. С. Макаренко требовал постоянно изменять, совершенствовать и создавать новые игры, основанные на принципах активности, творчества.
Каждый себя помнит ребенком. И одним из ярких впечатлений из мира детства остается игра. Игра, в которую мы играем с друзьями, и, особенно, игры, в которые мы играли со взрослыми: мамой, воспитательницей в детском саду.
Мир современных детей, к сожалению, таков, что часто интересы и свободное время заполняется различными гаджетами. Из детства, особенно дома, совсем выпадают старые забытые всеми настольные игры, карточные игры.
Хотя именно настольные игры могут оказать неоценимую помощь в интеллектуальном развитии детей. Обучение в игровой форме носит непринужденный характер, дети не боятся ошибок, становятся раскованными и быстрее усваивают нужный материал.
Программа «Радуга», по которой работает наше ДОУ, охватывает все образовательные области, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Формирование математических представлений у дошкольников рассматривается как составная часть образовательной области «Познавательное развитие» и описано в самостоятельном подразделе «Познавательное развитие : математические представления», автором которого является Е. В. Соловьева. Данный раздел включает в себя работу по интеллектуальному развитию, формированию элементарных математических представлений и основ логического мышления.
Центральной задачей для среднего возраста по программе «Радуга» является
формирование представлений о числах первого десятка как существенных признаках явлений окружающего мира, а также знакомство с цифрами.
Целью работы:
интеллектуальное развитие детей среднего возраста через использование настольных игр с математическим содержанием.
Задачи педагога:
1. Подобрать эффективные варианты настольных игр, которые бы способствовали математическому развитию детей в группе.
2. Организовать развивающую среду группы, как условие познавательного и интеллектуального развития детей.
3. Обеспечить взаимосвязь в работе с социумом: родителями.
Задачи работы с детьми:
Образовательные:
1. Через разнообразные игры познакомить детей с миром математики : количеством, числом, цифрой, формой.
Развивающие :
1. Развивать интеллектуальную активность детей.
2. Развивать психические качества: внимание, память, логику.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательность. желание участвовать в совместных играх, помогать сверстникам.
Ожидаемые результаты работы:
Для детей
дети научатся:
• Считать в пределах10
• Соотносить количество и число
• Узнавать цифры, формы.
Для педагога
• Обогащение познавательно-развивающей среды группы
• Обогащение личного педагогического мастерства новыми идеями и достижениями
Для родителей
• Активное участие родителей в творческой деятельности группы
• Повышение уровня компетентности родителей об особенностях интеллектуальных игр в развитии детей
Риски и пути преодоления:
1. Первая трудность, на мой взгляд, это о что многие интересные игры можно приобрести в магазине, но они стоят довольно дорого. Поэтому здесь есть выход –это делать самостоятельно аналоги похожих игр через программы WORD, PAINT. Или находить иллюстрации в интернете.
2. Не все дети будут проявлять интерес к играм.
Игра будет детям интересна лишь в том случае, если она понятна детям, дети хорошо знают правила и действия. Поэтому игры надо будет вводить постепенно, педагогу участвовать в играх сначала на роли обучающего и контролировать действия детей, а потом в роли равноправного игрока. Потому что именно непосредственное участие педагога привлекает внимание детей, способствует появлению желания поучаствовать в игре.
Мне необходимо было подыскать такой игровой материал, который бы увлек детей. Игры, подобранные в ходе проекта, должны быть детям интересны и в это же время понятны и доступны.
Существует очень много различных игр, для математического развития детей, но особенностью моей работы является то, что я на основе традиционных идей некоторых игр создала свои авторские работы.
Все используемые мной игры сделаны своими руками.
Картинки для игр я брала со свободного доступа в яндекс - картинки, также сайта Pinterest, и много готовых картинок есть на сайте https://shop.amelica.com/.
Сначала подбираются необходимые картинки и изображения для игры, оформляются в программе Word в нужном дизайне и распечатываются на принтере. Для эстетического вида необходимо продумать к каждому набору и «рубашку» (обратную сторону карточки).
Далее картинки распечатываются на цветном принтере, вырезаются, склеиваются с «рубашкой» (если нет функции двусторонней печати). Потом остается карточки только заламинировать, чтоб они стали более прочными в использовании.
Таким образом можно самостоятельно приготовить разнообразные варианты развивающих игры для работы с детьми.
Вот некоторые образцы игр, которые я использовала в работе с детьми 4-5 лет.