МААМ-картинки

Использование настольно-печатных дидактических игр в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Елена Вертипрахова
Использование настольно-печатных дидактических игр в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Когда мы говорим о развитии личности ребенка, о становлении его как субъекта собственной жизни, достойной человека, мы вкладываем в эти понятия воспитание культурного человека, любящего и знающего свою малую родину, свой край и Отечество.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Базовым этапом в формировании любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений.

Публикация «Использование настольно-печатных дидактических игр в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На основе базового этапа выстраивается «здание» патриотического воспитания детей.

Социальную действительность дети начинают отражать в играх с наиболее простых и понятных им явлений.

Игра, как особая деятельность дошкольника, имеющая социально-историческое происхождение, исследовалась особенно тщательно психологами и педагогами России.

Л. С. Выготский одним из первых обратился к игре как к ведущему виду деятельности дошкольника и разработал гипотезу о психологической сущности развернутой формы игры.

Фундаментальным исследованием является монография Д. Б. Эльконина «Психология игры», в которой дана психологическая теория детской игровой деятельности.

Несмотря на всестороннее исследование значения игры в дошкольном возрасте, она часто недооценивается как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что дети мало играют в дидактические игры, потому что у них не сформированы навыки самостоятельной игровой деятельности, бедны впечатления об окружающей действительности. Дети играют, в основном, в одиночку не очень продолжительное время. Я заметила стереотипное, заученное игровое поведение детей разных возрастных групп, неумение играть вместе. Дети редко проявляют инициативу в игре, отсутствуют элементы творческого отображения действительности.

Столкнувшись с этой проблемой, я обнаружила, что нет системы по использованию дидактических игр в образовательном процессе. В связи с этим мною была выбрана тема «Использование дидактических игр в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

II.

Реализация данной темы осуществляется с помощью «Программы патриотического воспитания» Л. В. Пименовой и предполагает постановку цели, решение следующих задач:

Цель: Разработка и апробация дидактических игр, направленных на решение задач патриотического воспитания.

Задачи:

1. Формировать навыки игрового взаимодействия в дидактических играх разного вида.

2. Обогащать, уточнять, заполнять, конкретизировать, закреплять знания о принадлежности каждого человека к определенной культуре.

3. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к определенной культуре.

4. Способствовать становлению игровых объединений, формировать навыки нравственных взаимоотношений во время игры.

5. Вызывать и поддерживать интерес к дидактическим играм, отражающим взаимоотношения между людьми.

Свою работу я строила с учетом этапов становления дидактической игры.

I этап

Задача Методы и приемы

1. Определить уровни патриотической

воспитанности детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать полученные результаты. Проведение диагностических методик

II этап

Задача Методы и приемы

Обогащение знаний по разделу «Человек в культуре» - занятия в музее;

- беседы;

- рассказ воспитателя;

- устное народное творчество;

- чтение художественной литературы;

- декоративно-прикладное искусство;

- народная музыка;

- народные игры;

- музыкальные игры;

- дидактические игры;

- рассматривание альбомов, иллюстраций, картин.

III этап

Цель Формы работы

Становление структурных компонентов игры 1. Узнавание

- прием неожиданного внесения;

- театр воспитателя.

2. Воспроизведение по подражанию

- сообщение названия игры;

- рассматривание комплекта дидактической игры;

- индивидуальная работа с целью активизации желания детей научиться играть в данную игру.

3. Воспроизведение по образцу :

- знакомство с дидактическими играми и игровыми задачами;

- показ образца способов действий;

- беседа о правилах игры, которые регулируют игровые действия;

- беседа о взаимоотношениях между играющими;

- игра воспитателя с детьми на правах партнера.

4. Самостоятельная деятельность детей :

- наблюдение;

- совет;

- оценка игровой деятельности детей через анализ способов достижения результата;

- индивидуальная работа с целью коррекции игровой деятельности.

За основу моей работы были взяты общетеоретические подходы к организации образовательного процесса.

В соответствии с системно-структурным походом патриотическое воспитание рассматривается как целостная педагогическая система, состоящая из взаимосвязанных структурных компонентов: задачи, содержание, средства, методы работы, формой организации, условия и результат.

Комплексный подход предполагает взаимосвязь и преемственность всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса.

Решение задач патриотического воспитания предполагает комплексное использование содержания, средств и методов различных разделов воспитания патриотического, нравственного, интерсоциального, умственного, эстетического, трудового, экологического, сенсорного.

Деятельностный подход позволяет реализовать содержание программы в различных видах деятельности. Деятельность детей выполняет свою воспитательно-образовательную функцию лишь в том случае, если она доведена до уровня самостоятельности.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе значимых мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра.

Средовой подход позволяет целенаправленно решить задачу организации образовательного пространства патриотического воспитания. Изготовление и внесение дидактических игр и пособий, атрибутов и элементов костюмов, использование различного оборудования и ТСО.

ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1. Дидактические игры с предметами

2. Настольно-печатные

В своей работе я использую дидактические игры по всем основным направлениям как средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Умственное воспитание Сенсорное воспитание

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных национальностей, профессий, представление о трудовой деятельности. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета.

Развитие речи Нравственное воспитание

Дидактические игры пополняют и активизируют словарь детей, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, формируют умение правильно выражать свои мысли, требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Формируется у детей уважение к трудящемуся человеку, игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Экологическое воспитание Эстетическое воспитание

В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом (овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения). Формирование эстетического восприятия и отношения к явлениям социальной жизни и природы, предметам быта, к произведениям искусства.

Необходимо сказать о формировании социальной активности дошкольников при использовании дидактических игр, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка:

Умственной Двигательной

Потребность в приобретении новых знаний; умении рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, умозаключения); проявление смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности.

В стремлении к выполнению игровых действий (поиск предметов, соревнование в беге, прыжках, имитации трудовых действий) целенаправленных действий с дидактическим материалом.

Трудовой Эстетической

В интересе к труду взрослых, механизмам и машинам; потребности и готовности трудиться; желании выполнять в игре роли разных профессий; помощи в труде старшим.

В понимании и оценке красоты предметов и явлений.

Нравственной Коммуникативной

В проявлении любви к Родному краю, доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражается в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; бережном отношении к предметам, игровому материалу; потребности следовать правилам поведения.

В желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

При разработке дидактических игр я опиралась на структуру дидактической игры. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как деятельность, но деятельность специфическую, полноценную и достаточной содержательную, интересную и полезную для развития ребенка.

От того, что слышит ребенок с детства зависит его мировоззрение, его отношение к окружающему, поэтому я старалась учитывать процесс возникновения игры по Д. Б. Эльконину.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с историей Отечества я учитывала следующие принципы.

Принцип историзма

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания; они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний об истории Отечества с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности

Реализуется в соответствии с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историей Отечества.

Успешность использования дидактических игр во многом зависит от того, какие методы и приемы реализуются мною, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать патриотические чувства и отношения.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что необходима систематизация методов и приемов, которые помогают решению поставленных задач. Благодаря использованию различных методов и приемов можно в доступной форме организовать работу с детьми, обеспечивающую освоение содержания, представленного в разделе «Человек в культуре».

Основные приемы

Практические действия Словесные приемы

Творческая деятельность - рассказ ребенка из личного опыта;

- беседа;

- рассказ взрослого.

Игровые приемы Наглядные приемы

- Игровые упражнения;

- Игры с правилами;

- Развлекательные игры;

- Дидактические игры;

- Игры-действия;

- Игры народные;

- Игры музыкальные;

- Игры хороводные. - Иллюстрации;

- Видеоматериалы;

- Продукты детской деятельности;

- Фотографии;

- Картинки-правила;

- Открытки.

Художественное слово Использование музыкального репертуара

Стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, потешки, байки, прибаутки. Прослушивание грамзаписи, живой музыки.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный педагогический процесс ребенка, позволяет значительно повысить его эффективность.

Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут отличаться одни от других и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг от друга.

Поэтому возникла необходимость разработки перспективного планирования. Приложение №.

Начиная работу, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Выявление уровня знаний родителей по народной культуре.

2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей: а) наличие теоретических знаний;

б) наличие у родителей практических умений и

навыков в воспитании.

3. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

4. Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

1. Целенаправленность, систематичность и плановость.

2. Дифференцированный подход к работе с родителями и учет многоаспектной специфике каждой семьи.

3. Доброжелательность и открытость.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Работа с детьми включала в себя цикл занятий, которые отражали содержание экспериментальной программы патриотического воспитания Л. В. Пименовой представленной блоком «Русская традиционная культура». К блоку были разработаны дидактические игры, которые использовались с целью закрепления, обобщения, конкретизации, дополнения знаний детей, полученных на занятиях.

В соответствии с соотнесением показателей патриотической воспитанности, мною были определены ее уровни.

Низкий уровень - не имеет представлений об отдельных атрибутах русской традиционной культуры: подворье, основные виды традиционного труда, предметы труда, предметы быта, посуда, костюм, домашние животные, национальная кухня, народные праздники; не понимает нравственную ценность фольклора; знает не всех героев, не раскрывает содержание сюжета сказки, проявляет положительное отношение, сопереживание, сочувствие героям русских народных сказок; не умеет устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, труду, соотносить влияние природных и социальных факторов на явления и ситуации, описанные в пословицах, поговорках, сказках; исполняет народные песни, танцы, водит хороводы, слушает игру на народных инструментах; участвует в традиционных праздниках; наряжается в русские традиционные костюмы; бережно относится к окружающим предметам народного быта, костюма, произведениям народного творчества; отражает полученную информацию в различных видах деятельности; изобразительной, трудовой, музыкальной, игровой, речевой, конструктивной.

Средний уровень – смешивает представления об отдельных атрибутах русской традиционной культуры: подворье, основные виды традиционного труда, предметы быта, посуда, костюм, домашние животные, национальная кухня, народные праздники; знает героев, затрудняется в названии сказки; понимает нравственную ценность фольклора, проявляет положительное отношение, сопереживание, сочувствие героям народных сказок; не умеет устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, соотносить влияние природных и социальных факторов на явления и ситуации, описанные в пословицах, поговорках; с удовольствием исполняет народные песни, танцы, водит хороводы, слушает игру на народных инструментах; стремится к участию в традиционных праздниках, проявляет интерес к ряжению в русские традиционные костюмы; бережно относится к окружающим предметам народного быта, костюма, произведениям народного творчества; отражает полученную информацию в различных видах деятельности: изобразительной, трудовой, музыкальной, игровой, конструктивной, речевой.

Высокий уровень имеет дифференцированные представления об отдельных атрибутах русской традиционной культуры: подворье, основные виды традиционного труда, предметы быта, посуда, костюм, домашние животные, национальная кухня, народные праздники; понимает нравственную ценность фольклора, знает героев и называет сказки; проявляет положительное отношение, сопереживание, сочувствие героям русских народных сказок; умеет устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, соотносить влияние природных и социальных факторов на явления и ситуации, описанные в пословицах, поговорках, сказках; с удовольствием исполняет народные песни, танцы, водит хороводы, слушает и играет на народных инструментах; стремится к участию в традиционных праздниках, проявляет интерес к ряжению в русские традиционные костюмы; бережно относится к окружающим предметам народного быта, костюма, произведениям народного творчества; отражает полученную информацию в различных видах деятельности: изобразительной, трудовой, музыкальной, игровой, конструктивной, речевой.

Из наблюдений за детьми воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по изобразительной деятельности в игровой и самостоятельной деятельности, на занятиях были выявлены показатели развития по критериям:

- проявляет положительное отношение к героям народных сказок, ориентируется на них в оценке своего поведения;

- проявляет интерес к предметам быта, традиционной утвари, произведениям народного творчества;

- проявляет сопереживание, сочувствие героям русских народных сказок;

- с удовольствием исполняет народные песни, танцы, водит хороводы, слушает игру на народных инструментах;

- стремится к участию в традиционных праздниках;

- проявляет интерес к ряжению в русские традиционные костюмы;

- бережно относится к окружающим предметам народного быта,

костюма, произведениям народного творчества;

- использует полученную информацию в специально организованной и самостоятельной деятельности;

и т. д.

Благодаря проделанной работе, по использованию дидактических игр в процессе патриотического воспитания детей, изменились показатели уровней патриотической воспитанности, на более высокую ступень развития.

Уровни патриотической воспитанности Начало года Конец года

Низкий - -

Средний 8 (50%) -

Высокий 8 (50%) 16 (100%)

В ходе проделанной работы были обнаружены некоторые особенности влияния дидактической игры на отдельные показатели патриотической воспитанности. Наиболее сильное воздействие дидактической игры оказали на формирование у детей представления об отдельных атрибутах русской традиционной культуры. Это объясняется тем, что в играх они наглядно и выразительно представлены.

Не вызвало трудности у детей на понимание нравственной ценности фольклора, сопереживание, сочувствие героям русских народных сказок. Без изменения оказался показатель стремление к участию в традиционных праздниках, проявление интереса к ряжению в русские традиционные костюмы.

Большое влияние дидактической игры оказали на формирование знаний об основных видах традиционного труда, дети научились устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, труду.

Дети с удовольствием используют полученную информацию в самостоятельной деятельности.

Таким образом, мною были сделаны следующие выводы:

1. Дети имеют дифференцированные представления об отдельных атрибутах русской традиционной культуры.

2. Понимают нравственную ценность фольклора.

3. Проявляют положительное отношение к героям народных сказок, ориентируются на них в оценке своего поведения.

4. Устанавливают простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, труду.

5. Проявляют интерес к предметам быта, традиционной утвари.

6. С удовольствием исполняют народные песни, танцы, стремятся к участию в традиционных праздниках.

7. Используют полученную информацию в самостоятельной деятельности.

ВЫВОД ПО РАБОТЕ

Проанализировав опыт работы по теме «Использование дидактических игр в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста», я пришла к выводу:

1. Данную проблему считаю актуальной. Задачи поставленные в работе решены и дают основание считать ее продуктивной.

2. С целью более эффективного решения задач по вопросам данной проблемы необходима систематическая работа с родителями воспитанников.

3. Детям дошкольного возраста доступны знания об истории, культуре, традициях своего Отечества.

4. Дидактическая игра содержат в себе большие возможности в воспитании патриотизма и при правильном руководстве педагогов может успешно решать задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

5. Деятельность дошкольника, доведенная до уровня самостоятельности, является эффективным средством патриотического воспитания. Разные виды деятельности оказывают различное влияние на ее структурные компоненты: знания, поведение, потребности и интересы.

Общеизвестным педагогическим основанием является признание того, что любая деятельность, в том числе – игра, становится средством воспитания лишь тогда, когда она доведена до уровня самостоятельности. С целью практической реализации этого тезиса с детьми была проведена поэтапная работа, направленная на руководство процессом становления игры.

На первом этапе в ходе наблюдения был выявлен недостаточно высокий уровень развития дидактических игр детей. Дети владели навыком игровых действий по ограниченным темам, редко вступали в игровое взаимодействие, не проявляли интереса к новым дидактическим играм.

На втором этапе мы решали задачу обогащения знаний детей по разделу «Человек в культуре», блок «Русская традиционная культура». По этому блоку были проведены следующие виды детской деятельности.

Целью третьего этапа являлось становление структурных компонентов игры. Педагогическая работа в этом направлении строилась с учетом этапов становления детской деятельности.

1 этап – узнавание;

2 этап – воспроизведение по подражанию;

3 этап – воспроизведение по образцу;

4 этап – самостоятельная деятельность детей.

Рассмотрим реализацию данных этапов.

На первом этапе ведущей задачей является выделение дидактической игры из всего многообразия дидактического материала в группе. Были использованы следующие методы и приемы:

- прием неожиданного внесения (сюрпризный момент);

- театр воспитателя.

На втором этапе работы приоритетной задачей является формирование потребности детей научиться играть в предложенную воспитателем игру. Важно было создать проблемную ситуацию несоответствия между желанием играть и недостаточностью овладения способами игровых действий данной дидактической игры. На этом этапе были использованы следующие методы и приемы:

- сообщение названия игры;

- рассматривание комплекта дидактической игры;

- индивидуальная работа с целью активизации желания детей научиться играть в данную игру.

На третьем этапе приоритетным направлением работы стало обучение детей дидактической игре посредством следующих методов и приемов:

- знакомство с дидактическими и игровыми задачами;

- показ образца способов действий;

- беседа о правилах игры, которые регулируют игровые действия;

- беседа о взаимоотношениях между играющими;

- игра воспитателя с детьми на правах партнера.

На четвертом этапе педагогической работы ведущей задачей является коррекция игровой деятельности детей. На этом этапе изменяется роль воспитателя. Он становится наблюдателем, советчиком, используя косвенные методы руководства:

- оценка игровой деятельности детей через анализ способов достижения результата;

- индивидуальная работа с целью коррекции игровой деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., «Академия». 1988.

2. Аникееева Н. П. Воспитание игрой. – М., 1987.

3. Анциферова А. А., Владимирова Т. А., Гербова В. В. и др. «Воспитание детей в средней группе детского сада» : пособие для воспитателей.

4. Ануфриева Г. «О праве ребенка на игру». Журнал «Обруч» № 1, 2001.

5. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений (Сборник нормативно-правовых документов).// редактор-составитель: Стеркина Р. Б.

6. Аронов А. Воспитываем патриотизм. //Дошкольное воспитание. 1986, №8.

7. Афонькина Ю. Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание. 1993, №6.

8. Бабынина Т. Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой. Е\б. 2001.

9. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», Пособие для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 1985.

10. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». – М. Просвещение, 1995.

11. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., «Просвещение». 1985.

12. Венгер Л. А. Программа «Развитие». - М., «Новая школа». 1994.

13. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., Просвещение, 1988.

14. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Виноградова А. М. – М., Просвещение, 1989.

15. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1966, № 6, с. 62-76.

16. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.

17. Готовимся к аттестации и аккредитации. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс». 1999.

18. Давыдова Н. В. Роль дидактической игры в нравственном воспитании дошкольников. Дипломная работа. – Пермь, 1998.

19. Доронова Т. Н. Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада «Радуга». - М., «Просвещение». 1994.

20. Дошкольная педагогика. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Ч. 1,2. – М., Просвещение, 1988.

21. Дубровина М. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. – М., 2001.

22. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. – М., 1986.

23. История советской дошкольной педагогики. //Хрестоматия под ред. Колмаковой М. Н., Логиновой В. И. – М., Просвещение, 1988.

24. Казаева. Воспитание основ гуманности у детей старшего дошкольного возраста. Е\б. 2000.

25. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, Изд-во «Детство-Пресс». 1998.

26. Козлова С. А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».

27. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998.

28. Козлова С. А. «Я - Человек»

29. Кононова И. «О взаимодествии детей пятого года жизни в игровой деятельности» д/в. № 12 1995.

30. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. – М., 2001.

31. Крулева Н. Патриотическое воспитание детей. //Дошкольное воспитание. 1986, №8.

32. Крутецкий В. А. Психология. – М., Просвещение. 1986.

33. Логинова В. И. и авторский коллектив. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Детство. – Санкт-Петербург, «Акцидент» 1995.

34. Любина Г. Игра – это работа ребенка над самим собой. //Дошкольное воспитание. 2002, №6.

35. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре» М. : Просвещение. 1982

36. Михайленко Н. «Взаимодействие взрослого с детьми в игре». //Дошкольное воспитание. 1993, №3.

37. Михайленко Н. «Наука детских игр» журнал «Обруч» № 6, 1996.

38. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1999.

39. Немов Р. С. Психология. В 2-х книгах. Кн. 2. – М., 2001.

40. Нечаева В. Г., Маркова Т. А. «Нравственное воспитание в детском саду»

41. Ожегов С. И., Н. Ю. Шведов. Толковый словарь. – М., 1999

42. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника.

43. Отношения между сверстниками в группе детского сада. Под ред. Репиной. - М., 1978.

44. Рыбалова Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. //Дошкольное воспитание. 2003, №6.

45. Пименова Л. В. К постановке проблемы социализации ребенка дошкольного возраста. // Проблема гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. – Пермь, 1993.

46. Пименова Л. В. «Концепция социального развития».

47. Пименова Л. В. Проблемы гуманиз. Использование дидактических игр в пр. – Пермь, 1994.

48. Пименова Л. В. «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста». – Пермь. 2000.

49. Пименова Л. В. «Теоретические аспекты реализации культурно-исторического подхода в процессе совершенствования дошкольного образования» /Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. – Пермь. 1996.

50. Пименова Л. В., Погосян В. С. «О возможности использования дидактических игр в процессе нравственного развития ребенка дошкольного возраста»/Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. – Пермь. 1996.

51. Поздняк Л. «Д. В. Менджерицкая – исследователь игры детей дошкольного возраста» д/в. № 12 1995.

52. Психология дошкольника. Хрестоматия. – М., 1997.

53. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»// под ред. Васильевой М. А. – М., Просвещение. 1986.

54. Психология развивающейся личности. // под ред. Петровского. – М., 1987.

55. «С чего начинается Родина?»// под ред. Кондрыкинской Л. А. //опыт работы по патриотическому воспитанию ДОУ. – М., 2003.

56. Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. Под ред. Пименовой Л. В. – Пермь, 2001.

57. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности. //Дошкольное воспитание. 2002, №4.

58. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.

59. Стеркина Р. Б. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Приказ МО РФ от 22.08.96 № 448. Сборник документов.

60. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. – М., «Педагогика». 1979.

61. Тезисы второй региональной Уральской научной студенческой конференции. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. - Пермь, 1996.

62. Тезисы второй региональной Уральской научной студенческой конференции. Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. - Пермь, 1996.

63. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976.

64. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. //под ред. Ильясова И. И., Ляудис В. Я. – М., 1981.

65. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. М., 1994.

66. Юдина Е. Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду. – М., Просвещение. 2002.

Перспективный план работы с родителями

Формы работы месяц ответств.

Консультации

1. «Дидактические игры с природным материалом»

2. «Дидактические игры в воспитании и обучении детей»

3. «Игра – форма жизни и деятельности детей»

4. «Игра как средство всестороннего воспитания ребенка»

5. «Воспитание у ребенка общественных качеств в игре»

Собрания

1. «Игра как творческая деятельность дошкольников и ее роль в формировании детского коллектива»

2. «Роль предметной среды в развитии игры»

3. «Виды игр и их значение для всестороннего развития детей»

4. «Игра – это серьезно»

Тематические выставки

1. «Щедрая осень» (из природного материала)

2. «Как выбрать подарок»

3. «Как развлекать ребенка»

Совместная деятельность

1. «Звоны России» (изготовление украшений для народных праздников)

2. «Сказки из глины»

3. «Твори, выдумывай, пробуй»

Нетрадиционные формы работы

1. «День именин» (модель проведения дня рождения в семье)

2. «Сказки, сказки» (сказки, которые рассказали нам бабушки)

3. «День семьи»

Праздники

1. «Разноцветные сказки»

2. «Сказка вокруг»

3. «Игра-путешествие в страну русских загадок»

Публикации по теме:

«Свой край люби и знай»«Свой край люби и знай» В течение нескольких лет наше дошкольное учреждение работало над целью патриотического воспитания: "Воспитание гражданственности, трудолюбия,.

Национально-региональный компонент в ДОУ. Знакомим детей с национальным костюмом.Национально-региональный компонент в ДОУ. Знакомим детей с национальным костюмом. В нашем ДОУ, наверное, как и в любом другом, проводится работа по реализации национально-регионального компонента в работе с детьми, педагогами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование настольно-печатных дидактических игр в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 февраля 2013 в 17:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование настольно-печатных дидактических игр в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вертипрахова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД