Семенова Марина
Использование напольных игр в работе учителя — логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР
«Использование напольных игр в работе учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР»
Я являюсь учителем – логопедом Муниципального образовательного учреждения города Инза.
Проблема двигательной активности в наше время продолжает набирать обороты, цифровизация способствует постепенному снижению движения человека до минимума, данная тенденция, конечно же,не обошла стороной и наших учащихся….
Публикация «Использование напольных игр в работе учителя — логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логопедия. Работа логопеда
- Напольные игры
- Темочки
Всеобще известно, что движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым…
Мной было замечено, что дети младшего школьного возраста по-прежнему очень любят играть на полу.
Напольная игра – уникальный вид игровой деятельности, поскольку дает синтетический эффект: развивает, позволяет двигаться в условиях кабинета при минимальных рисках, а также фактически универсален по содержанию, то есть позволяет включить в игру любой тематический материал.
Меня заинтересовал данный вид деятельности,поскольку, игры такого рода наверняка позволят мне решить ряд педагогических задач. Было очевидно, что играя в напольные игры развивается речь, моторика, укрепляется мышечная система, развивается опорно-двигательный аппарат, развивается память, мышление, фантазия, реакция ребенка. В своей работе я стараюсь расширять игровой опыт детей и подбирать игры, которые обеспечат комплексный подход в развитии. Поэтому, на своих занятиях, помимо упражнений у зеркала, считаю возможным использовать пол, как еще одно образовательное измерение.
И сегодня хочу представить вам напольное полотно- баннер, которое придумала сама.
…Итак, после того, как тот или иной звук уже вызван, а положение зыка, губ и наличие, либо отсутствие воздушной струи ясно, мы переходим к этапу его автоматизации (я напоминаю положение язычка и, следуя по ручейку ребенок произносит заданный звук).
В более старшем возрасте, когда буквенные символы уже знакомы ребенку, мы произносим сначала отдельный звук, а затем, дойдя до гласного, произносим уже слоги : например, (Ж)-(Ж)-(Ж)-(ЖА)-(ЖА)-(ЖА)-(ЖО)-(ЖО)-(ЖО)-(ЖУ)-(ЖУ)-…и т. д.
Следующим этапом автоматизации является произнесение его в открытых слогах, а затем и в словах, начинающихся на заданный звук. Тут мы шагаем по изображенным на полотне камушкам, произнося предметы изображенные на предложенных карточках.
Следующим этапом автоматизации звука является произнесение его в открытых и закрытых слогах
Здесь я напоминаю положение языка для произнесения нужного звука и,
следуя по «ручейку», мы произносим автоматизируемый звук…
В более старшем возрасте, когда буквенные символы уже знакомы ребенку, мы произносим сначала отдельный звук, а затем, дойдя до гласного, произносим уже слоги : например, (Ж)-(Ж)-(Ж)-(ЖА)-(ЖА)-(ЖА)-(ЖО)-(ЖО)-(ЖО)-(ЖУ)-(ЖУ)-…и т. д.
Неотъемлемой частью на логопедических занятиях является развитие грамматического строя речи. Это и согласование существительных с прилагательными. Образование существительных в уменьшительно- ласкательные формы правильное употребление предлогов, согласование существительных с прилагательными, совершенствование навыков словообразования и т. д. Здесь я предлагаю поиграть детям в игры на «Назови ласково», «Большой-маленький», «Чего не стало», «Сосчитай до пяти» и др. на полотне…
Самой интересной и, на мой взгляд, одной из самых сложных задач в работе логопеда с дошкольниками является развитие связной речи. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно описывать предметы или картины, в то же время, речь детей должна быть живой и выразительной, а предложения полными.
На данном полотне, при развитии связной речи я предлагаю детям поиграть в игру «Что за чем следовало», расставляя логическую цепочку событий под номерами на бревнышках, изображенном на баннере, или использую их как мнемодорожку, когда, прыгая с бревна на бревно, дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли.
Напольное полотно побуждает детей выражать себя, задавать вопросы и следовать указаниям, что имеет для меня решающее значение в развития речи и языка обучающихся.
Данные игры позволяют двигаться, развиваться, использовать любое содержание в зависимости от образовательной задачи, и инициативы детей, повышая эффективность коррекционно- образовательного процесса.
Между тем ФГОС ДО определяет необходимость поддержки самостоятельности и инициативности детей. Важнейшей задачей педагогической практики выступает организация в группе дошкольного образовательного учреждения такого пространства, которое позволяет обогащать игровую деятельность. И поэтому, изучая и анализируя научно – методическую литературу, интернет сайты, имеющиеся пособия, опыт работы по организации напольных игр (Елены Арнольдовной Сочевановой, к. п. н., инструктора по физической культуре детского сада г. Санкт – Петербург, Кондрашовой Алены Сергеевны воспитателя, г. Красноярск) пришли к выводу, что напольные игры могут выступать инструментом развития ребенка дошкольника через включения в разные формы организации детской деятельности.
Данные игры позволяют двигаться, развиваться,
Организация и проведение напольных дидактических игр с движением включает в себя несколько этапов: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают); показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровне их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о 9 том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня. Плюсы напольных игр : при использовании напольных игр происходит интеграция всех образовательных областей; игры на полу носят развивающую, обучающую и развлекательную функции; ориентированы на группы детей разного возраста, так как картотека игр и заданий построена по принципу «от простого к сложному»; дидактический материал можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием; воспитывают у детей саморегуляцию, нравственные чувства, приучают действовать по правилам; соответствуют требованиям СанПин, подвергаются обработке; форма работы вариативна : групповая, подгрупповая, индивидуальная и самостоятельная; игры могут быть разной направленности, более спокойные, динамичные, подвижные; игры можно использовать, как в групповом помещении, так и на занятии в музыкальном зале, физкультурном зале, кабинете логопеда, на веранде во время прогулок. В пособии представлено описание двух готовых игровых полей «ЛогоБродилка» и «Занимательные квадраты» с примерами заданий и игр к ним по развитию речи и коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Каждое игровое поле необходимо использовать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Проблема двигательной активности в наше время начинает набирать обороты, цифровизация способствует постепенному снижению движения человека до минимума, данная тенденция коснулась, к сожалению, и дошкольников.
Развитие ребенка происходит в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. И поэтому, на своих занятиях и я стараюсь расширять игровой опыт детей и подбирать игры, которые обеспечат комплексный подход в развитии.
,
Напольные игры, являются для меня отличным дополнением педагогической программы.
Варианты напольных игр в работе учителя – логопеда.
После вызывания звука мы переходим на этап его автоматизации и вот здесь я решила прибегнуть к возможности двигательной активности…
1 игра : Мы произносим звук, просто шагая по ручейку и должны снова вернуться к домику с буквой : Ж-Ж_ж_ж
Или, в более старшем возрасте, когда дети уже знакомы с буквами,
ТОГДА, мы догодим, до А, и произносим слог
Жа_Жа-ЖА-ЖА, ЖО-ЖО—ЖО, и тд.
Для автоматизации звука в словах, я прошу назвать слово и перейти на следующий камень, дойдя до последнего….
ЛАПА,ЛАМПА, ЛОДКА….
Зимняя
Спортивная
Сказочная
Веселая
Северная страна