Щавлёва Ульяна
Использование наглядного материала при организации познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольно
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 27 города Ейска
муниципального образования Ейский район
«Использование наглядного материала при организации познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Донюш Валентина Васильевна
Ейск, 2020 год
Публикация «Использование наглядного материала при организации познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольно» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Цель: ознакомление педагогов с формой использования наглядного материала при организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей; с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКА.
Задачи: Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена). Познакомить педагогов с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа. Закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.
Предполагаемый результат:
1. Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК».
2. Педагоги расширят свой педагогический опыт в направлении познавательно-исследовательской деятельности.
3. Педагоги познакомятся с этапами изготовления ЛЭПБУКА.
4. Практические советы по изготовлению лэпбуков.
Участники мастер-класса: участники семинара.
Материалы и оборудование : презентация по теме «использование наглядного материала при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаю»; готовые лэпбуки на разные темы, изготовленные воспитателем; материал для изготовления «лэпбуков».
Ход мастер-класса.
1 часть вступительная.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада встречи с людьми, чья профессия, как и моя - воспитатель. Нас часто сравнивают с волшебниками, которые открывают детям дверь в мир взрослых. И от того, что знаем и умеем мы, зависит чему мы научим своих воспитанников. Но чтобы научить детей надо постоянно идти в ногу со временем, искать новое, интересное, занимательное. И сегодня я хочу с вами поделиться тем, что я применяю для этого в своей работе. Надеюсь, что вы возьмете это себе на заметку.
2 часть.
Каждый из нас хочет видеть своего воспитанника физически и психически здоровым. Достижения детей определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность и Стандарт дошкольного образования не предъявляет жесткие требования к результатам освоения программы. ФГОС ставит в центр внимания - индивидуальный подход к ребенку и игру. Главная особенность организации образовательной деятельности в детском саду на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня каждый из нас применяет новые эффективные формы работы с детьми:
- ИКТ,
- проектной деятельности,
- игровые, проблемно – обучающие ситуации.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Но в тоже время «обучение» занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Развитие ребенка осуществляется в игре. Вы согласитесь со мной, что сегодня все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому чтобы повысить эффективность работы с детьми каждый воспитатель ищет новые формы организации образовательной деятельности. В таком поиске всегда нахожусь и я. Результатом моего поиска стала тематическая папка или «лэпбук». Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые их стали создавать американцы. «Лэпбук» - это «наколенная книга», которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. или как его еще называют тематическая папка в которой собирается материал по какой-то определенной теме. «Лэпбук» - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, но это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание «лэпбука» поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. «Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде: -информативен; -полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. -пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); -обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ; -является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; -вариативный (есть несколько вариантов использования каждой его части); -его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; -обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Используя «лэпбук» можно добиться следующих результатов;
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т. д.).
5. Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Ну и в конце концов, это просто интересно.
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как :
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
3 часть. Практическая «Как изготовить «лэпбук?»
Попрошу трех желающих занять места за столиками для выполнения практических заданий. Предлагаю вам изготовить лэпбук по познавательно-исследовательской деятельности «Вода». Данное тематическое пособие расширит кругозор детей, расскажет о воде, о том как нужно ее применять в жизни и заботиться о ней. Перед вами готовые шаблоны и картинки для изготовления. Делаем основу для лэпбука. У центрального фона оставляем белые ушки. Сгибаем их с помощью линейки и затем приклеиваем боковые стороны. Далее приклеиваем обложку. Теперь сделаем конверт. Сгибаем по линиям сгиба и затем приклеиваем ушки к обратной стороне кармана. Третьим шагом приклеиваем клапан. Карманы делаем таким же способом. Следующий конверт делаем немного иначе, нужно согнуть по линиям сгиба. Приклеиваем карманы и конверты. В первом кармане лежат карточки, показывающие где в природе встречается вода. В следующем конверте лежат карточки на которых изображены свойства воды, ребенку необходимо запомнить их. Далее в конверте лежат пазлы, после того, как ребенок соберет целую картину ему необходимо найти лишние предметы. В следующем конверте лежит подборка пословиц и поговорок о воде, ребенку необходимо объяснить, что они значат и когда так говорят. В центре расположен конверт с картотекой опытов с водой. Далее находится конверт в котором картинки с описанием как человек использует воду в жизни. Конверт в котором лежат сказки, где присутствовала вода, ребенку необходимо догадаться, что это за сказка. В последних трех карманах лежат карточки с разным состоянием воды.
Вывод:
«Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Желаю вам успехов!