Евгения Баранова
Использование наглядно-игровых средств в работе по развитию и коррекции познавательных процессов
▼ Скачать
В своей работе использую наглядные пособия, которые значительно повышают эффективность логопедической работы, т. к. делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, рисунков, просмотр диафильмов, прослушивание магнитофонных записей. Использование наглядных пособий помогает ребенку расширять запас своих представлений, развивать познавательную деятельность, повышать общий эмоциональный фон.
Публикация «Использование наглядно-игровых средств в работе по развитию и коррекции познавательных процессов» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
К наглядным средствам применяются следующие требования:
они должны быть хорошо видны;
подбираться в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка;
соответствовать задачам данного этапа логопедической работы;
сопровождаться правильной и четкой речью;
словесное описание должно способствовать развитию речи, наблюдательности.
На логопедических занятиях наглядные пособия используются при нарушенных представлениях ребенка о цвете, форме, величине; при развитии фонематического восприятия; развитии звукового анализа и синтеза; при закреплении правильного произношения; расширении словарного запаса; изучении грамматического строя речи, связной речи; развитии дыхания, мелкой моторики.
Предлагаю Вам несколько пособий, которые можно купить или сделать самостоятельно, что ещё больше придаст ребёнку активности при работе с ними.
1. Использование наглядных пособий для закрепления правильного произношения.
Для закрепления правильного произношения использую картинки «Логопедического лото» О. Е. Громовой, состоящего из 120 карточек и игрового поля для каждой группы звуков.
Данное пособие позволяет провести разные игры для автоматизации произношения звуков и развитию речи дошкольников.
2. Использование наглядных пособий для развития дыхания.
На логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения и заикания развиваю у детей правильное речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Например, для развития дыхания использую такое пособие, как вертушка.
Вертушка.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице или сами продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.
3. Использование наглядных пособий для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики очень важное направление развития ребенка, от моторики напрямую зависит психическое развитие ребенка, его речь. Развивать мелкую моторику рук необходимо с самого раннего возраста. В этом помогут различные кубики, конструкторы, мозаики, различные шнуровки, пальчиковая гимнастика.
Например, в этом году для развития мелкой моторики я начала использовать игры с прищепками.
При выполнении игровых упражнений с прищепками
решается несколько задач:
- развитие мелкой моторики рук,
- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
- развитие чувства ритма;
- развитие конструктивного мышления;
- формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.
Для игры я вырезала несколько фигурок из цветного картона. На эти фигурки мы потом будем крепить прищепки разных цветов. В процессе игры можно разучивать с ребенком и цвета, и стихотворения о данных объектах.
Солнышко
(На фигуру круга жёлтого цвета крепим прищепки такого же цвета - это лучи солнца).
Солнышко утром рано встаёт.
Лучики тянет - тепло нам даёт.
Кроме этого, с прищепками можно проводить игровой пальцевый тренинг:
Например, упражнение «Интересный разговор», в котором задействованы обе руки. Ритмичное открывание и закрывание прищепок по ходу проговаривания текста.
«Интересный разговор»
Лягушонок: «Квак-квак!»
А утё нок: «Кряк-кряк!»
Всё сказали, всё спросили.
Хорошо поговорили!
Игры-драматизации с прищепками
Можно применять прищепки в разыгрывании сценок. Взрослый и ребёнок воспроизводят действия по диалогу персонажей, замещая их «говорящими прищепками».
«Волк и лиса»
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
-Лизавета, здравствуй!
-Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела,
Голова пока цела.
Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок.
«Разноцветный заборчик»
Цель. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.
Ход. Каждому ребёнку раздаются по 6-8 прищепок двух цветов. Дети должны построить заборчик, чередуя прищепки по цвету, прикрепляя их к верхней полоске картона.
Прищепки в усвоении детьми пространственных представлений.
Для ориентировки на плоскости и в схеме собственного тела, использование прищепок очень эффективно в качестве «материальной опоры», обозначающие такие абстрактные понятия как «право - лево».
Каждому ребёнку прикрепляется яркая прищепка к правому рукаву одежды. Она служит зрительным напоминанием при выполнении заданий, требующих определения правой и левой стороны собственного тела, а позже правой и левой стороны листа бумаги.
В результате применения игровых упражнений с прищепками дети быстрее и успешнее овладевают сенсорными, пространственными понятиями, у них лучше развивается мелкая моторика кистей, рук.