света ануфриева
Использование двигательных физминуток (в детском саду)
▼ Скачать + Заказать документы
По данным ученых-физиологов (Павлов И. П., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р.) образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от педагога, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения дошкольников, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для любого педагога, что детям срочно требуется физминутка!
Публикация «Использование двигательных физминуток (в детском саду)» размещена в разделах
Обследование двигательной сферы детей с нарушениями речи позволяет обнаружить у них некоторое отставание физического развития. К ним относятся:
- гипер- и гиподинамия;
- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
- нарушение общей моторики;
- дискоординация движений;
- несфоромированность функции равновесия;
- нарушение ориентировки в пространстве.
Я использую физминутки в образовательной деятельности как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.
Значение физминуток для дошкольников.
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у детей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый педагог должен знать, что признаки утомления у детей 5- 6 появляются через 10-12 минут непосредственной образовательной деятельности, у в 7-8 лет - через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную системуи восстанавливают работоспособность детей.
Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!
Физминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы педагог обязательно должен знать прежде, чем предложить физминутку детям.
Выбор той самой эффективной, подходящей нашим детям именно сейчас физминутки зависит от того, каким видом деятельности мы в данное время занимаемся с дошкольниками.
Виды физминуток.
1. Оздоровительно-гигиенические.
Их можно выполнять стоя и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ногами. Зарядка для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
2. Танцевальные.
Под веселую музыку, движения произвольные, кто как умеет.
3. Ритмические.
Выполняются по музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
4. Физкультурно-спортивные.
Традиционная гимнастика под счет, с чередованием вдохов и выдохов.
5. Двигательно-речевые.
Дети хором читают стихи и одновременно выполняют движения.
6. Подражательные.
Подражать движениям животных, музыкантов, машинок и т. д.
Комплекс двигательно-речевых физминуток.
1. Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топают, выполнять соответствующие движения,
Ручками хлопают, проговаривая текст хором.
Глазками моргают,
Потом отдыхают.
2. Руки – в стороны
(вверх, вниз, вперед, назад) выполнять соответствующие движения,
В кулачок, проговаривая текст хором.
Разжимай и на бочок.
3. Правая вверх,
Левая вверх. выполнять соответствующие движения,
В стороны, накрест, проговаривая текст хором.
В стороны, вниз.
4. Сначала буду маленьким, - присесть на корточки, обхватив
К коленочкам прижмусь. колени руками.
Потом я вырасту большой, - выпрямиться, подняться на носки,
До лампы дотянусь. руки вверх.
5 .Перед нами луг широкий - плавно развести руки в стороны,
А над нами лес высокий, - поднять руки вверх,
А над нами сосны, ели - покачать поднятыми руками
Головами зашумели. влево-вправо
Грянул гром и ель упала, - хлопнуть над головой в ладоши,
Только ветками качала. - наклониться вперед, руки вниз,
покачать ими.
6. Ветер дует нам в лицо, - помахать руками перед лицом
Закачалось деревцо. – руки вверх, качаем влево-вправо
Ветер тише, тише, тише, - постепенно присесть,
Деревцо все выше, выше. - подняться на носки, руки вверх.
7. Буратино потянулся, выполнять соответствующие движения,
Раз – нагнулся, проговаривая текст хором.
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не неашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
8. Сели – встали, - выполнять движения,
проговаривая текст.
Хлоп, стоп. – хлопнуть в ладоши под коленями,
выпрямиться.
9. Очень трудно так стоять - - стоять прямо на одной ноге,
Ножку на пол не спускать. руки в стороны.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
10. Поглядите: боком,боком - руки на поясе, притоптывая,
Ходит галка мимо окон. повернуться правым, левым боком.
Скок – поскок, скок – поскок, - прыжки на двух ногах,
Дайте булочки кусок. – руки в соторны.
11. Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так. – наклоны влево – вправо, проговаривая
Влево – тик, вправо – так, хором текст.
Тик – так, тик – так.
12. Еле – еле, еле – еле, - медленно идти по кругу друг за другом,
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом - идти быстрее, переходя на бег.
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, - идти, замедляя шаг
Карусель остановите.
Раз – два, раз –два,
Вот и кончилась игра. – остановиться.
13. Шла по улице машина,
Шла машина без бензина, - руки на пояс, на плечи, вверх,
Шла машина без шофера, затем – в обратном порядке.
Шла машина без мотора,
Шла сама куда не зная,
Шла машина заводная.
14. Хомка, хомка, хомячок, - руки перед грудью,
Полосатенький бочок. кисти вниз, вертеться влево –вправо.
Хомка раненько встает - потянуться, руки вверх.
Шейку моет, лапки трет,
Подметает хомка хатку - выполнять соответствующие движения,
И выходит на зарядку. проговаривая текст хором.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
15. Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо вернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться, - выполнять соответствующие движения,
Я легко с дивана спрыгну, проговаривая текст хором.
Спинку я дугою выгну,
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко,
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
16. Раз,два,три, четыре –
Топаем ногами,
Раз, два, три, четыре –
Хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире - - выполнять соответствующие движения,
Раз,два, три, четыре, проговаривая текст хором.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
17. Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – лоп,
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик.
Раз – туда, два – сюда, - выполнять соответствующие движения,
Повернись вокруг себя, проговаривая текст хором.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
18. Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки качнулись, кисти встряхнулись,
Ветер сбивает росу. - выполнять соответствующие движения,
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
19. Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет - ноги на шире плеч, руки за голову.
Раз – наклон, два – наклон, - наклоны туловища вправо – влево.
Зашумел листвою клен.
20. Сам, сам, самолет, - хлопки руками,
Тут и там самолет. – руки в стороны,
Летит самолет близко, - руки прижать к груди
Летит далеко, - руки вперед
Летит самолет низко, - присесть
Летит высоко. – руки вверх
Все физминутки является необходимыми элементами непосредственно образовательной деятельности, улучшают функционированиу речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Подводя итог вышеизложенному, еще раз обращаю внимание коллег на то, что физминутки универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от Вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.