Потараева Анастасия
Использование музыки в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса «Интегрированное занятие педагога-психолога и музыкального руководителя для детей подготовительной группы «Использование музыки в развитии творчества у детей»
Подготовили: педагог-психолог Потараева Анастасия Сергеевна
музыкальный руководитель Калинина Алла Манташевна
Публикация «Использование музыки в развитии детей» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Конспект мастер-класса для детей старшей группы по развитию творчества у детей с использованием музыки
МБДОУ «Детский сад №75 «Светлячок», г. Смоленск
Вступительное слово
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка». Карл Орф
Актуальность:
Сегодня, приоритетной задачей дошкольных образовательных учреждений является не только обучить и воспитать ребенка, а главным образом развивать его творческий потенциал. Музыка - это искусство, обладающее огромной силой воздействия на ребенка, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
И сегодня мы хотим поделиться опытом нашей совместной работы взаимодействия музыкального руководителя и педагога-психолога в развитии творческого потенциала детей. Мы считаем, что интеграционное взаимодействие смежных педагогов позволит нам достигнуть качественного результата так как наше взаимодействие строиться на обогащении опыта друг друга.
Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя дошкольной образовательной организации строится в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Области сотрудничества:
1. Практическая — взаимопомощь в организации и проведении культурно-досуговых, познавательных и просветительских мероприятий с детьми.
2. Консультативная — консультации по психическому развитию детей, влиянию музыки на психику ребенка, использованию музыкальной среды для развития творческих способностей воспитанников.
3. Методическая — взаимопомощь в разработке развивающих программ, занятий, праздников, досугов с детьми, внедрении новых педагогических технологий; обмен мнениями при анализе образовательной деятельности.
Примеры взаимодействия:
Организуя взаимодействие с музыкальным руководителем ДОО, педагог-психолог:
• оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя;
• проводит диагностику психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
• осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР, заиканием на музыкальных занятиях, во время подготовки и проведения праздников, досугов, развлечений;
• организует психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях;
• проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка;
• учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания в ходе прослушивания различных музыкальных произведений;
• участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях;
• оказывает консультативную помощь в разработке сценариев праздников, развлечений и досугов, распределении ролей;
• обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
Взаимодействуя с педагогом-психологом, музыкальный руководитель :
• консультирует по вопросам подбора музыкальных произведений для занятий с детьми, релаксации, музыкальных пауз;
• оказывает помощь в разработке занятий по музыкотерапии;
• участвует в диагностике психических процессов дошкольников;
• консультирует по вопросам воздействия тех или иных музыкальных произведений на психическое развитие детей с учетом их возраста.
Сфера применения:
На текущих музыкальных занятиях, коррекционных занятиях с педагогом-психологом, на занятиях по дополнительному образованию (кружок музыкального руководителя «Ложкари», кружок педагога-психолога «Маленький гений», во время проведения развлечений и досугов для детей.
А сейчас мы пригласим детей и покажем вам на практике несколько упражнений на развитие творческих способностей, которые можно использовать как на музыкальных занятиях, так и на занятиях с педагогом-психологом.
Цель: расширять знания педагогов о новых образовательных технологиях в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с опытом, наработанным в совместной деятельности музыкального руководителя и педагога-психолога по использованию музыки в развитии творческого потенциала детей;
- Способствовать повышению педагогического мастерства педагогов в образовательной области художественно-эстетическое развитие;
- Мотивировать коллег на активный самостоятельный поиск инновационных форм работы с дошкольниками.
Упражнения на развитие творческих способностей детей
с помощью музыки
1) Упражнения разминки
Упражнение «Музыкальные пальчики»
Цель: развитие мелкой моторики
Инвентарь: не требуется
Ход работы: дети под музыку выполняют движения за педагогом. Движения соответствуют заданному музыкальному образу. Параллельно педагог произносит текст, раскрывающий образ.
Результативность: выполняя пальчиками упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Упражнение «Птички-невелички»
Цель: развитие мелкой моторики
Инвентарь: не требуется
Ход работы: дети становятся в круг. Под музыку выполняют движения за педагогом. Движения соответствуют заданному музыкальному образу. Параллельно педагог произносит текст, раскрывающий образ
Результативность: совершенствовалась общая координация движения детей.
2) Упражнения на развитие воображения
Упражнение «Композиторы»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения, создание доброжелательного отношения друг к другу
Инвентарь: шумовые музыкальные инструменты
Ход работы: сначала роль композитора исполняет взрослый. Педагог показывает несложный ритм, дети за ним повторяют. Затем по очереди дети становятся «композиторами». Педагог просит каждого ребенка сочинить мелодию и отбить ритм. Остальные дети должны повторить придуманный ритм
Результативность: благодаря игре на детских шумовых инструментах у детей усовершенствовалось чувство ритма и появились новые возможности для проявления творческих способностей в самостоятельной игровой музыкальной деятельности.
Упражнение «Танец»
Цель: развитие творческого воображения и эмоциональности
Инвентарь: музыкальный центр, карточки с заданными образами
Ход работы: педагог демонстрирует карточку с заданным образом и дети должны под музыку придумать и станцевать танец, раскрывающий этот образ. Упражнение можно усложнить, попросив детей передать в танце эмоции (радость, грусть и т. д.) заданного образа
Результативность: благодаря заданному образу, дети смогли придумать движения, раскрывающие сам образ.
Упражнение «Элементарное музицирование. Музыкальная зарядка со звучащими жестами»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения
Инвентарь: не требуется
Ход работы: педагог показывает звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы и т. д.). Это, так называемая игра звуками человеческого тела. Дети должны повторить жесты за педагогом. Затем под музыку дети придумывают свою комбинацию жестов.
Результативность: дети запомнили звучащие жесты и под музыку из них составили свою ритмическую комбинацию.
Упражнение «Элементарное музицирование. Игра в слова со звучащими жестами»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения
Инвентарь: не требуется
Ход работы: необходимо не заданную тему придумать как можно больше слов и ритмически их озвучить. Сначала педагог показывает, как с помощью жестов (хлопки, щелчки, шлепки, притопы и т. д.) можно озвучить слова. Дети повторяют упражнение за педагогом. Затем под музыку детям предлагается придумать свою комбинацию звучащих жестов на цепочку тематических слов.
Результативность: дети, на заданную тему, придумали слова, построили из них ритмическую цепочку и смогли слова озвучить звучащими жестами.
Упражнение «Речевое музицирование»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения
Инвентарь: шумовые инструменты
Ход работы: дети садятся в круг. Педагог читает стихотворение. Детям предлагается проанализировать, с помощью каких шумовых инструментов можно озвучить тот или иной персонаж. Педагог звучащими жестами задает ритм стихотворения. Дети по очереди вовлекаются в ритм, используя музыкальные инструменты.
Результативность: дети смогли к каждому образу подобрать подходящий инструмент и ритмически продекламировать стих детскими шумовыми инструментами.
Упражнение «О чем рассказывает музыка»
Цель: развитие творческого воображения
Инвентарь: музыкальный центр
Ход работы: детям предлагается прослушать инструментальную музыку в течение 10-60 сек. с закрытыми глазами. В ходе обсуждения каждый ребенок описывает образ, навеянный музыкой. Упражнение можно усложнить, попросив детей нарисовать образ.
Результативность: дети смогли придумать свои образы к музыкальному произведению и рассказть его
3) Упражнения на релаксацию
Упражнение «Рисование мандалы под музыку»
Цель: развитие творческого воображения, снятие эмоционального напряжения
Инвентарь: музыкальный центр, карандаши, распечатанные мандалы
Ход работы: детям предлагается раскрасить мандалы под музыку
Результативность: дети, под музыку раскрашивали мандалы и расслабились.
Спасибо за внимание!