Стасенко Марина
Использование мультипликации в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мультипликации в работе с детьми с ОНР.
В настоящее время продолжается поиск путей совершенствования логопедической работы, разработка новых форм и методов преодоления речевого недоразвития. В связи с этим важным средством в работе воспитателя и логопеда выступают мультипликационные фильмы.
Темочки:
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Разработки
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
В мультстудии дети могут попробовать себя в роли сценариста, художника, аниматора, оператора, режиссера. Ребенок может внести свой уникальный вклад в общее дело. Я бы хотела обратить внимание на озвучивание мультфильма. Озвучивание – одна из самых важных частей работы над любым мультфильмом. Многие профессионалы говорят, что хорошая озвучка – это уже половина успеха. И действительно, именно с голосом обычные движущиеся картинки на экране обретают жизнь. У них появляются характер, привычки, какие-то «коронные» фразочки. Они становятся именно теми персонажами, которые потом запомнятся зрителю. Хорошая озвучка способна сделать интересным даже самый скучный сюжет, точно также, как и плохая озвучка способна загубить даже самый лучший сценарий. Поэтому, к этапу наделения своих персонажей голосом, мы подходим с особой тщательностью.
Озвучивание мультфильмов – трудное, но безумно увлекательное занятие. Поскольку дети учатся подражая, на начальном этапе мы знакомим детей с тем, как профессиональные актеры озвучивают мультфильмы. Так же можно предложить прокомментировать происходящее на экране, обсудить поступки героев, последовательность действий, заучить песни, стихи, фразовые штампы – все это будет способствовать их речевому развитию. Не обязательно, чтобы это были мультфильмы которые дети создадут сами, это могут быть их любимые мультики, которые они захотят озвучить. Для этого мы подбираем мультфильм, который они точно видели, причем скорее всего не один раз, заранее пересматриваем со звуком нужный нам момент. Раздаем ребятам реплики, репетируем последовательность фраз, а так же интонацию, скорость, выразительность. Работаем совместно с логопедом, который помогает ребенку правильно произнести звуки. Спустя несколько таких занятий мы приступаем к главному моменту – самой озвучки мультфильма. Дети с большим трепетом готовятся произнести свои реплики в унисон с мимикой мультгероя. Возможно, с первого раза, не получиться все сделать правильно – но ничего страшного. Бывает, что фразу мы записываем буквально по одному слову а потом монтируем звук, но когда в конце ребенок видит результат, его это стимулирует преодолевать трудности. Когда вся творческая часть работы позади : герои озвучены, дубли записаны, начинается не менее сложный и ответственный процесс обработки и сведения. Из множества различных дублей и вариантов нужно выбрать один, наиболее подходящий. Затем согласовать звук с картинкой, чтобы экранные герои как можно точнее шевелили губами в такт звучащим репликам. Голоса могут меняться, обрабатываться эффектами, замедляться. К тому же мультфильм – это не только голоса персонажей, это еще и уйма других звуков и шумов. Спустя некоторое время мы можем посмотреть готовый отрывок мультфильма с озвучкой наших ребят.
Работа по озвучиванию мультфильма развивает зрительную и слуховую память, внимание, а также «актерское мастерство» - умение выражать через различные интонации множество эмоций и четко произносить слова. Здесь уместно использовать игры – драматизации. Например, при озвучивании мультфильма «Маша и медведь», девочкам одевали костюмы Маши и сказочницы, а мальчикам – костюмы медведей. Дети разыгрывали в лицах литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов и передавая характеры персонажей. Они старались подражать своим героям и быть на них похожими, для того, чтобы именно их голос прозвучал в мультфильме.
Можно сделать вывод: озвучивание мультфильмов сложное, но очень полезное и интересное занятие. Роль мультфильмов в обучении ребенка, имеющего ОНР велика, они позволяют развивать речь в различных аспектах: воспитание звуковой культуры речи, формирование лексикограмматического строя речи, формирование связной речи. Кроме того, логопедическая мультипликация представляет собой синтез движений, музыки, игры, ритма, голоса, что позволяет эффективно работать над просодическими компонентами речи. В процессе озвучивания мультипликационных героев дети учатся управлять силой голоса: контролируют его громкость, расставляют логическое ударение, управляют темпом и ритмом речи. Произносимые реплики ставят перед ребенком задачу четко и понятно изъясняться, что является результатом работы над фонационным дыханием и дикцией.
Применение мультипликации в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями, даёт возможность построить коррекционный процесс на доступном и понятном ребенку языке, в увлекательной и интересной для детей игровой форме.