Екатерина Садовникова
Использование мультипликации как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Можно ли представить мир без телевидения, телефонов, компьютеров и других приборов, которые преподносит нам современный мир? Конечно же нет. Электронные гаджеты настолько сильно вошли в нашу жизнь, что без них теперь обходиться стало невозможным. Кто-то скажет, что это очень плохо. Что раньше, без электронных устройств, было гораздо лучше. Но ведь мир совершенствуется и на смену старому приходит что-то новое.
Публикация «Использование мультипликации как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Современный ребенок уже с 3х лет может самостоятельно включить себе мультфильм на телевизоре, играть в игры на телефоне или компьютере, включить любимые песни на умных колонках. Конечно, если знакомство и «общение» с электронными устройствами проходит бесконтрольно, то они могут нанести вред развитию ребенка. Но как же сделать так, чтобы от технологического прогресса была польза?
В последние годы, в системе дошкольного образования происходят существенные изменения. Становление новой системы образования, реализация ФГОС ДО требует поиски новых более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения. Основная задача ДОУ заключается в том, чтобы стимулировать и поддерживать любознательность, активность дошкольников в познании и творчестве, побуждать у них интерес к разнообразным видам деятельности, дать возможность для самовыражения. В этом как раз и могут нам помочь те самые электронные устройства.
Для детей в дошкольном возрасте большую роль играют мультфильмы. Через них они получают различные знания, учатся новому, отвечают себе на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?». С помощью мультфильмов дети могут наглядно рассмотреть различные ситуации и получить знания, которые пригодятся им в жизни. Внедрение мультипликации в ДОУ может помочь решить детям и педагогу ряд определенных задач.
Мультипликация или анимация в образовательном процессе – это необычный, многофункциональный способ развития детей в информационном мире. «Анимация», или, как мы привыкли называть, «мультипликация» – новое искусство, которое позволяет решить комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС ДО. Детская мультипликация является универсальным видом деятельности, отвечающая требованиям современных образовательных стандартов. В процессе работы над мультфильмом ребёнок имеет возможность принять на себя различные социальные роли. Такие, например, как сценарист, мультипликатор, актер, звукорежиссёр, художник, оператор и множество других.
В процессе создания мультфильма дети затрагивают 5 основных образовательных областей:
Речевое развитие : знакомство с книгой и детской литературой, слуховое восприятие текста, обогащение словарного запаса детей; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, диалогической и монологической речи. Правильный грамматический строй речи. Развитие культуры речи.
Социально – коммуникативное развитие : Через создание тематических мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают свое мнение.
Познавательное развитие : работа над созданием мультфильма помогает детям поддерживать познавательную мотивацию и вызывает устойчивый интерес к познавательной деятельности. Обеспечивает постановку и решение проблемно – поисковых ситуаций, способствует формированию произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления.
Физическое развитие : развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторных координаций.
Художественно – эстетическое развитие : восприятие художественных произведений, сопереживание персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма.
Таким образом можно увидеть, что мультипликация помогает ребенку не только провести время за просмотром мультфильма, но и поддержать всестороннее развитие путем создания мультфильма своими руками и с помощью новых технологий.
Как работает анимация в условиях ДОУ
Работа по созданию мультфильмов в – это долгий процесс, требующий приобретение определенных знаний и навыков. Работа с мультипликацией в ДОУ начинается со знакомства детей с процессом создания мультфильма. Мы с детьми знакомились с тем, что такое мультфильм, кто и когда его придумал, история технологии создания мультфильмов. Далее совершили экскурсию на киностудию, где дети смогли познакомиться с настоящими мультипликаторами, звукорежиссерами, операторами. Там мы смогли не только посмотреть на процесс, но и поучаствовать в создании мультфильма.
Заинтересовав детей, можно начинать работу. Какой ребенок откажется стать настоящим режиссёром своей истории? И теперь начинается магия обучения и развития детей с помощью мультипликации.
Работу над мультипликацией можно условно разделить на 3 этапа: подготовительный, съемка и презентация.
Подготовительный этап:
Данный этап включает в себя: разработка сценария, подбор оборудования и технологии съемки, создание персонажей и декораций для мультфильма.
Как выбрать тему для мультфильма?
Это зависит от желания детей и поставленных педагогом задач. В первый год работы с мультсудией, когда дети только осваивали программу и отрабатывали навык работы с ней, мы использовали любимые сказки детей и превращали их в мультфильм. Этот год мы направили на формирование у детей предпосылок читательской грамотности (владение навыками речевой активности; построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи; точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме; соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи и правил русского речевого этикета). Далее, когда дети уже освоили навыки работы с мультипликацией, можно уже ставить конкретные задачи и направлять работу на решение определенных целей и задач. Второй год был нацелен на формирование, с помощью мультипликации, культуры здорового питания у воспитанников (формировать у детей понятие о правильном питании, как одном из важных факторов в сохранении здоровья; познакомить детей с правилами безопасного питания – избегать несвежих и незнакомых продуктов; сформировать навык соблюдения гигиенических правил при употреблении пищи; обучить детей культуре питания).
Как придумать сценарий?
Для создания сценария можно следовать нескольким вариантам. Например, создание мультфильма по знакомой сказке (этот вариант работы подойдет для тех детей, которые только знакомятся с технологией создания мультфильма). Так же в группе мы пользовались игрой «Сказочный куб». Эта игра помогает (с помощью наводящих вопросов «кто?», «что?», «где?», «что сделал?», «что произошло?») самостоятельно придумать сюжет для сценария и развить у детей навык самостоятельного составления рассказов.
Отталкиваясь от сюжета можно уже выбрать формат анимации (объемная или плоскостная) и технологию создания мультфильма. В ДОУ используют несколько технологий анимации, например, такие как: перекладная (использование плоскостных, нарисованных предметов, пластилиновая (создание декораций и персонажей из пластилина, предметная (использование готовых предметов) и сыпучая (использование песка, круп и других сыпучих материалов).
Основной этап:
Съемка мультфильма проходит в определенной последовательности.
Раскадровка: Сценарий мультфильма раскладывается на определенные кадры для визуализации сценария, отслеживания этапа работы и представления целостной картины.
Покадровая съемка, звукозапись: Самый долгий этап создания мультфильма. Как раз на этом этапе начинается работа детей с техническим процессом работы. Дети имеют возможность овладеть навыками работы с компьютером, микрофоном, программным обеспечением.
Монтаж: На этом этапе основную роль играет воспитатель. Здесь готовый мультфильм редактируется. Кадры дублируются, ускоряются, замедляются. В подготовительных группах дети могут уже самостоятельно выполнять эти действия (с помощью воспитателя).
Основной этап работы с мультипликацией направлен на обучение детей работе с техникой. Дети знакомятся с различными программами для съемки (HUE Animation, ВидеоМОТОР, StopMotion, Movavi). Данная работа помогает развить у детей навыки работы с техникой, основы программирования.
Заключительный этап:
Что стимулирует детей на продуктивную работу и стремление изучать новое? Конечно же когда они видят результат своего труда и могут поделиться им. Для этого каждый мультфильм должен быть не только создан, но и просмотрен детьми. В наше время мы имеем большую возможность делиться своим опытом с помощью сети интернет. Дети могут не только посмотреть результат своего труда в группе, а также имеют возможность поделиться видео. Это помогает приобрести знания о таких сетях, как RuTube, облачное хранилище, социальные сети.
Разобрав все основные этапы может возникнуть вопрос: Когда же этим заниматься? Здесь все очень просто. Работа с мультипликацией не требует выделенного времени. Она прекрасно впишется в ваш обычный график работы. Чаще всего работа проводится индивидуально с одним ребенком или группой из несколько человек, что позволяет подобрать индивидуальный подход к каждому ребенку.
Так же может возникнуть препятствие: «Мультстудия – это дорого». Для создания мультипликации не требуется определенных затрат. Конечно есть фирмы, предоставляющие полное оборудование для работы. Но есть и бюджетные варианты. Все, что потребуется – это телефон или ноутбук с программой для съемки мультфильма и желание развивать данное направление.
Работа с мультипликацией в ДОУ – это кажется чем-то новым, необычным и неизведанным. Развитие педагогов и инновационный подход в образовании помогают достичь целевых ориентиров ФГОС ДОО.