Татьяна Скрягина
Использование мультимедийных презентаций как эффективное средство в обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование мультимедийных презентаций как эффективное средство в обучении детей дошкольного возраста»
Мы живем в XXI веке - веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
Темочки:
При проведении занятий, я использую различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
Мультимедийные презентации решает следующие программные задачи:
- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладеть практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность;
- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход с применением разноуровневых заданий);
- моделирует такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение голоса животных; звуков транспорта и т. д.).
Мультимедийные презентации имеют многочисленные преимущества:
- информационная емкость;
- компактность;
- доступность;
- наглядность и эмоциональная привлекательность;
- мобильность.
Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе
мультимедийные презентации?
В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии
способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих
способностей ребёнка. Презентация – это – обучающий мини-мультик, с
красивыми картинками, это отличное пособие, помогающее рассказать
ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада.
Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые
нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.
Использование мультимедийных презентаций позволяет построить
учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных
режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности,
гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий,
реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Например, как показать ребёнку правила поведения в общественном
транспорте или работу сотрудников ДПС? Именно мультимедийные
презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал
как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей
структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае
задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить
информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в
память детей. В игровой форме я знакомлю детей, например, с правилами
дорожного движения, провожу познавательно – игровой конкурс с показом
различных ситуаций на дороге и в транспорте и т. д.
А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим
миром. Темы «Осень», «Великие люди А. С. Пушкин», «Правила поведения
детей зимой», и другие не только продемонстрируют какие-то явления или
предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень
интересные презентации провожу с использованием загадок. Они помогают
развивать внимание, воображение, мышление ребенка. Именно
дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что
можно одновременно рассмотреть, услышать, оценить. За счёт высокой
динамики наиболее эффективно проходит усвоение материала, тренируется
память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и
творческие способности.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в
которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается
личность ребенка. И здесь у мультимедийных средств обучения имеются
широкие возможности. Это могут быть игры обучающего и развивающего
характера. Использование их способствует развитию сенсомоторных
функций; повышению эффективности обучения детей, развитию
интеллектуальных и творческих возможностей. С помощью мультимедийных
презентаций, реализуются следующие образовательные области: познание,
безопасность, здоровье, коммуникация, художественное творчество, труд,
социализация, художественная литература. В форме обучающей игры с
детьми я провожу любую деятельность: математику, путешествия по стране,
поселку, развитие речи, обучение грамоте, конструирование и др.
Мною разработаны презентации к тематическим неделям: «Осень»,
«Зима», «Весна», «Дикие животные», «Животные жарких стран» и т. д.
Для воспитания у детей безопасного поведения на улице я использую
презентации на стихи детских поэтов и писателей. Например, рассказ
Н. Носова «Автомобиль» учит детей оценивать поступки героев.
Работа с родителями – еще одно поле деятельности, и здесь
компьютер оказывает неоценимую роль. Создание презентаций и
дальнейший показ на родительских собраниях помогает ближе познакомиться
с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения.
Применяя ИКТ в различных формах работы, я способствую
всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию
окружающего мира.
Об эффективности использования ИКТ говорят следующие позитивные
факторы:
- дети лучше стали воспринимать изучаемый материал за счет того, что
презентация несет в себе образный тип информации, понятный
дошкольникам, не умеющим читать и писать;
- у воспитанников повысилась мотивация за счет привлекательности
компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация
надолго привлекают внимание детей;
- полученные знания у детей остаются в памяти на более долгий срок и
легче восстанавливаются для применения на практике после краткого
повторения;
- презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые
нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутники
превращение куколки в бабочку и т. д.).
Итак, использование средств информационных технологий позволит
сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно
простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет
новые возможности раннего образования.
Литература
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх
дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М. :
Просвещение, 1992г.
2. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др.
Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М. :
ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду.
Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
4. Зубрилин А. А. "Игровой компонент в обучении информатики".
Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 - 16.
5. Ибука М. После трех уже поздно. - М. : Знание, 1992.
6. Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет".
Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с. 39 - 41.
7. Макасер И. Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном
образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.
8. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр".
Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
9. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М. :
Новая школа, 1997г.
10. Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное
воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.