Лариса Цыбикова
Использование моделей и схем в экологическом воспитании детей
В наше время люди ежедневно сталкиваются с экологическими проблемами. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями. Опыт показывает, что людей с уже сложившимися взглядами трудно переубедить и перевоспитать. Формирование эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания начинается именно с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Публикация «Использование моделей и схем в экологическом воспитании детей» размещена в разделах
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и схем.
Большую помощь оказывают материалы, рекомендованные С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, Н. А. Рыжовой, а также разработанные самими воспитателями.
С помощью моделей и схем дети легче и быстрее запоминают материал. Например, при рассматривании модели «дерево» дети видят, что у него есть ствол, ветки, листья. На модели насекомого, животного видят строение тела.
Дети, начиная с младшего возраста, прекрасно усваивают информацию о приспособлении животных к сезонным изменениям. Например, на занятии «Как звери готовятся к зиме» используется предметная модель, отражающую особенности приспособления зайца и медведя к зиме. На занятиях по ознакомлению детей с приспособлением животных к среде обитания, например, с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов, используются модели, обозначающие разные среды обитания (наземную, воздушную, водную, особенности строения и повадки живых существ для передвижения, защиты от врагов, добывания пищи в среде. На этих занятиях дети учатся устанавливать причинно – следственные связи, логически рассуждать, делать выводы.
Использование «Живой картинки» леса и участка детского сада помогает лучше осознать как происходят сезонные изменения в природе, так как дети сами меняют модели растений, животных и птиц по временам года.
При формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Использование моделей и наглядных пособий в процессе экологического воспитания формирует умственное развитие воспитанников, вызывает у них положительные эмоции и интерес, способствует лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.
В заключении можно напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Использование моделей и схем является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.