ольга чистовская
Использование моделей и моделированной деятельности в педагогическом процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной работы по моделированию необходима правильно подобранная развивающая среда. В группе необходимо иметь уголки живой и неживой природы, уголок экспериментирования. На территории детского сада - экологическую тропу, цветники, зоны отдыха. Эти условия позволят организовать исследовательскую и природоохранную деятельность детей на основе сочетания посильного детского труда и игровых ситуаций.
В каких же видах деятельности по воспитанию экологической культуры мы используем моделирование?
Публикация «Использование моделей и моделированной деятельности в педагогическом процессе» размещена в разделах
На занятиях по ознакомлении детей с природой, мы эффективно используем метод моделирования, обучая детей важным умственным навыкам: анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки объектов. Модели, схемы можно применять на занятиях при составлении рассказов о природе. Они помогают детям определить последовательность рассказа. Для того чтобы рассказ получился интересным, не похожим на другие, дети выбирают из набора готовых моделей нужные им, дополняют их, придумывая новые. Занятия по ознакомлению с природными зависимостями необходимо направить на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям. С помощью моделирования мы знакомим детей с приспособленностью животных к среде обитания, например, с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов, использовала модели, обозначающие разные среды обитания (наземную, воздушную, водную, особенности строения и повадок живых существ для передвижения, защиты от врагов, добывания пищи в среде (защитная окраска животных зимой в лесу). На обобщающих занятиях у детей формируются представления об однотипных объектах или однородных явлениях природы. Тематика обобщающих занятий была разнообразной, например, «Овощи и фрукты», «Как много интересного бывает зимой», «У нас в гостях животные» и др. с использованием наглядных моделей. По существенным признакам дети объединяют несколько объектов природы в одну группу, например, «звери», «птицы», «рыбы», «зима», «весна» и тд.
На прогулке во время наблюдения мы знакомим детей с различными объектами природы: растениями, животными, птицами. С помощью картинок-моделей различать и правильно называть объекты природы по характерным признакам (форме, величине, окраске листьев, цветов, плодов, характер поверхности, пространственное расположение, численность частей и др.). Наблюдая за растениями, мы знакомим детей с функциями их органов. Это обеспечивает ребенку знать и понимать работу живого организма и зависимость состояния и жизни растений от развивающей среды.
С помощью картинок можно научить обозначать условия жизни, потребность живых организмов, соотносить их с конкретными животными, выделять функции живых организмов.
Моделирование мы используем и в трудовом воспитании. Модель трудового процесса помогает в уходе за живыми существами. Они самостоятельно, с помощью схем, определяют цель труда, средства, трудовые действия, орудия труда. Например, на занятии «Купание комнатного растения» мы закрепили знания детей о структуре трудового процесса. Затем дети с помощью модели принимали цель, определяли предмет труда, отбирали инструменты, обучались трудовым действиям и их последовательности. При этом у детей формировалось умение соотносить результат с целью.
В экологическом воспитании детей мы постоянно используем игры с наглядным моделированием, в которых формируем навык использования моделей. Например, в игре «Кто во что одет», закрепляется умение детей систематизировать животных по покрову тела; «Найди зверя, птицу, рыбу» -знания детей о существенных признаках живых организмов, «Что бывает зимой»-умение детей устанавливать следственные связи и умения использовать модели в познавательной деятельности.
Приведем примеры использования моделирования в работе по экологическому воспитанию:
Например, в беседе о рыбах, дети рассматривают 2-3 предметные картинки с изображением рыбок нашего аквариума. Беседуя с детьми, обращаем внимание не только на характерные особенности (величина, окраска, характер плавников и хвоста, но и помогаем выделить общие для всех рыб признаки: имеют плавники, хвост, чешуйчатый покров. Эти признаки обозначаем моделью. Затем формируем обобщение «рыбы». В средних группах обобщение делает сам воспитатель. В старших группах дети сами отыскивают выделенные и закрепленные моделью признаки у других рыб, знакомых им. С детьми составляем графические модели. Таким же образом проводим работу и эколого-систематическими группами «птицы», «животные», «растения» и др.
Со старшими дошкольниками можно создавать и использовать различные модели. Одной из них является графическая модель-календарь природы, который отражает происходящие сезонные изменения в природе. Сначала происходит его создание, то есть моделирование явлений, затем использование в учебном и воспитательном процессе. Календарь наблюдений за явлениями природы отражает ее состояние, в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Страница календаря, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет множество параметров: время представленное «месяцем» с четырьмя неделями по семь дней; неживой природой - графой «погода» с окошечками на каждый день. В разделе «Живая природа» изображены растения, покров земли, животные, насекомые, птицы, которых можно увидеть в это время. Моделирование, то есть заполнение календаря, заполняется рисунками и значками в соответствии с наблюдениями. После наблюдения на прогулке, под руководством воспитателя, дети закрашивают день недели и значками отображают погоду. Затем в середине и в конце недели в графе «живая природа», дошкольники зарисовывают покров земли, деревья, кусты, птиц, насекомых, сезонно появляющихся, которые были выбраны для наблюдения. Тем самым они дополняют имеющийся пейзаж. Заполненная страница календаря представляет собой раскрашенные клетки дней недели, заполненные значками окошечки «погоды» и рисунок с изображением элементов живой природы. Это и является состоянием природы.
Заполненная страница календаря является графической моделью состояния природы, определенного периода определенного времени года. В ней сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. В каждом календаре есть специальная страница, на которой изображены значки и символы, - это помогает правильно заполнять календарь. Значки погодных явлений - это маленькие схемы, понятные детям образы солнца, дождя, снега. Животных можно изображать, как значками, так и рисунками. Тепло и холод изображаются в виде рисунков, закрашенных символическим цветом: в жару - красным, в теплое время - желтым, в прохладу - зеленым, а в мороз - синим. Срезом состояния природы в определенный период сезона является одна неделя наблюдений за погодой. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три заполненные страницы календаря (например, сентябрь, октябрь, ноябрь) отражают последовательно три периода осени - ее начало, разгар, конец. В календаре демонстрируется динамика изменений в природе и отражается зависимость состояния живой природы от погодно-климатических факторов. Заполненные страницы календаря за год - это круглогодичная модель сезонных изменений в природе. Ценность такого моделирования в том, что календарь заполняют сами дети, на основе непосредственных наблюдений в природе. Календарь природы является наглядным пособием, которое можно использовать в разной целью, в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.
Следующий тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного.
С детьми старшего дошкольного возраста можно проследить рост и развитие растения от семени до семени. Подходящей культурой для этой цели является огурец. Чтобы вырастить огурец в группе, нужно взять скороспелые сорта семян, создать "теплую грядку" в большой емкости. Выращивать следует не более 2-3 растений на этой грядке, чтобы детям было удобней наблюдать за их ростом. Необходимо фиксировать в календаре не только само растение, но и условия, в котором он растет, учитывая изменения в его облике. На каждой стадии мы обращаем внимание детей на появление новых органов и на необходимость изменения условий его жизненной среды.
Цикл наблюдений за ростом и развитием может быть построен и на примере других растений: редисе, томате. Самым доступным для наблюдения является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке. Дети наблюдают за ростом корней и листьев. Но изменения в облике растений отсутствуют. Они отражают лишь процесс его роста. Жизненная среда не меняется. Эта особенность выращивания лука оборачивается достоинством - все этапы его роста легко рисовать.
Фиксировать изменения растущих животных значительно сложнее, так как они обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и проявляют новые моменты в поведении.
Например, детеныш хомяка маленький голый, малоподвижный. Со временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. По мере роста, изменения проявляются главным образом в поведении: он бегает, лазает, все грызет, играет. Именно поведение отличает детенышей от взрослой мамы.
Создание модели развития млекопитающего на примере хомяков лучше осуществлять с помощью готовых картинок. Картинки со временем дополняют рассказ воспитателя о том, как выглядят и растут хомячки, как мама заботиться о них.
Моделирование роста и развития хомяков осуществляется в календаре неделями, каждая из которых соответствует одной неделе развития животных. Дети, наблюдая, каждую неделю раскрашивают в соответствующие цвета или делают аппликацию цветных квадратиков. Затем заполняют страницу календаря готовыми картинками, на которых изображены маленькие животные (их состояние и поведение). В итоге получается календарь роста и развития детенышей, которые, по сути, является моделью, отражающей с помощью картинок изменения животного в процессе роста.
Приучая детей к уходу за животными и растениями, мы также используем метод моделирования. Например, при обучении вытирать пыль с растений, мы закрепляем знания о характере поверхности листьев, о трудовом процессе, о подготовке к труду, об умении правильно называть растения, их части. Сначала мы говорим детям, что будем учиться очищать растения от пыли. Вспоминаем с детьми, для чего это нужно делать? (растения дышат с помощью листьев, поэтому листья должны быть всегда чистыми, чистые растения очень красивы, они украшают помещение).
Затем рассказываем детям, как определить растения, нуждающиеся в уходе. Учим выбирать способ очистки листьев от пыли в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности (гладкая, шероховатая, опущенная). Затем с детьми отбираем растения, требующие уход, дети рассказывают о признаках листа, обследуя его. Необходимо в конце обосновать свой выбор удаления пыли.
Когда мы обследуем лист, то вводим сенсорную модель (карточки, моделирующие признаки растения : гладкость или шероховатость моделируется с помощью наклеенных на карточку полосок бумаги, соответствующей фактуры, количество - с помощью изображения). После тог, как дети обследуют лист и выделят его признаки, начинается работа по отбору карточек. Затем дети отбирают и последовательно выставляют карточки - модели, замещающие их, делая обобщение.
Необходимо поощрять детей за выполненную работу, отмечать, что для данного растения они сделали все правильно. Затем мы закрепляем знания детей о трудовом процессе. Мы обсуждаем с детьми, как выполнить работу по порядку. Обязательно в конце деятельности даем оценку труда детей, хвалим за умение правильно определять его способ выполнения с помощью модели.
Моделирование широко используется в дидактических играх по экологии. Например, в дидактической игре «Живое - не живое», «Расставь по местам» с помощью моделей закрепляем у детей знания о строении растений, о пищевой цепочке животных, о признаках времен года, об уходе за домашними животными. Старшие дошкольники могут изготовить эти игры самостоятельно.
Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи. На этой основе у детей формируются представления и элементарные понятия о природе. Моделирование дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их речевое развитие. Модели в экологическом воспитании способствуют лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. В результате освоения моделирования у детей дошкольного возраста повышается уровень экологической воспитанности. Дошкольники овладевают умением правильно вести себя в природе, накапливается нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.