Юлия Степанова
Использование мнемотехники в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники в экологическом
образовании дошкольников.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. В ближайшем будущем, если люди не научатся бережно относиться к природе, они её погубят. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать необходимо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства у ребенка формируются первоосновы экологического сознания, мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Публикация «Использование мнемотехники в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах
Основы развития мышления ребенка закладываются при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, которые постепенно переходят от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Иными словами, на основе наглядно – действенной формы мышления складывается наглядно–образная. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. Технология мнемотехники основана на принципе замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями.
Мнемотехника – это совокупность различных приёмов и способов, облегчающих запоминание информации и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. С опорой на образы памяти, ребёнок устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Развивать память – значит обеспечить развитие умственной деятельности дошкольника.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Заниматься мнемотехникой можно начинать с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Обучение строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и др.
Данная технология при ознакомлении детей с природой позволяет постепенно и последовательно усложнять содержание знаний об объектах природы, а также активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей при познании мира природы, что положительно сказывается на процессе формирования у дошкольников положительного отношения к миру природы. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Развивать память - значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Таким образом, использование метода мнемотехники в экологическом образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира. Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание.