Наталья Прус
Использование методики «Словолодочки» в познавательном развитии детей
На занятиях по развитию познавательного интереса, воображения, любознательности, а также на занятиях по обучению грамоте, я столкнулась с тем, что дети с трудом включаются в процесс поисковой и исследовательской деятельности. Ребята затрудняются складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Им сложно включать фантазию; их творческие способности не раскрыты.
Публикация «Использование методики „Словолодочки“ в познавательном развитии детей» размещена в разделах
Этим и определилась актуальность использования методики «Словолодочки». Данная методика помогает расширять кругозор детей, развивать познавательную активность. С ее помощью ребята начинают испытывать интерес к чтению с удовольствием и без принуждения.
Я успешно применяю методику по обучению чтению «Словолодочки» в работе с нормотипичными детьми.
В своей коррекционной работе решила адаптировать и применить эту методику к детям с нарушениями в развитии.
Использовала первоначальный сюжет с путешествиями, пиратами и принцессами, привнеся в него игры с водой и песком. Также каждое занятие наполнила различными сенсорными стимулами.
Игры с песком, водой и другими материалами относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка ориентироваться в окружающей действительности, способствуют познанию свойств и качеств материалов. Получая на занятии дополнительные сенсорные стимулы к сказочному сюжету, дети более эффективно мотивируются к изучению темы. Узнавая новые слова («коралл», ребята на практике узнают смысл и наполняемость нового слова («коралл твердый и колючий»).
В основу этих игр положено стремление ребенка активно действовать, исследовать природный материал.
Познавательный интерес поддерживается на протяжении всего занятия благодаря тому, что ребенок сам придумывает развитие сюжета. Сам выбирает буквы для составления слова (усаживает в лодочки пиратов и принцесс).
Все методы и приемы, используемые в адаптированной мною методике, доступны каждому педагогу.
Попробуйте придумать свою историю, создать атмосферу по легенде, погрузить в нее детей и наслаждаться волшебным путешествием в окружающий мир.
Создать подобную среду на ваших занятиях совсем несложно:
- используя песок, вы можете искать в нем сундучок с сокровищами;
- используя воду, попробуйте достать из нее ложкой или пинцетом все камешки, ракушки;
- собрав всех морских жителей в рыболовные сети, предложить ребенку определить на ощупь и назвать это существо.
Адаптированная мною под детей с нарушениями в развитии методика «Словолодочки» - результативный метод обучения, направленный на обогащение творческого воображения, мышления, памяти.
Эффективность моего опыта проявляется в высокой мотивации детей к стремлению научиться читать и понимать прочитанное. Дети с нетерпением ждут новых путешествий и открытий вместе с пиратами и принцессами. У них растет стабильный интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.