Седова Ольга
Использование методики с коррекционными мячами (фитболами) в физкультурной работе в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанов Тамбовской области
Доклад
«Использование методики с коррекционными мячами (фитболами) в физкультурной работе в ДОУ
(городское методическое объединение для руководителей ДОО)
Воспитателя Седовой О. В.
город Кирсанов
2019 год
Публикация «Использование методики с коррекционными мячами (фитболами) в физкультурной работе в ДОУ» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Тема здоровья детей была, есть и будет актуальной во все времена. К сожалению, за последние 10 лет в состоянии здоровья детей наметилась негативная тенденция, которая продолжает ухудшаться. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки – 50-60%, плоскостопием – 30%.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы.
Одна из эффективных форм работы с дошкольниками является методика работы с коррекционными мячами или фитболами.
Фитбол-гимнастика - это занятия на больших разноцветных упругих мячах.
Впервые ФИТБОЛ появился в 50-е годы XX вв. Его применила Швейцарский врач – физиотерапевт Сюзан Кляйн – Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. И уже в 80-е года ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления, против травм опорно – двигательного аппарата. Первый международный семинар по ФИТБОЛ – гимнастике состоялся в Италии, в 1996 г. В настоящее время ФИТБОЛ – гимнастика широко используется в спорте, педагогике и медицине. Так и в дошкольной педагогике новой формой работы по физическому воспитанию является ФИТБОЛ – гимнастика.
Цель занятий фитбол — гимнастикой :
1. Профилактика и коррекция различных заболеваний опорно-двигательного аппарата.
2. Развитие двигательных способностей (силы, ловкости, гибкости, координации)
3. Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей.
Задачи:
I. Оздоровительные:
1. Формирование навыка правильной осанки: Правильная посадка на фитболе способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки.
2. Увеличение амплитуды движений в суставах и позвоночнике: Упражнения с фитболами выполняются с постепенным увеличением амплитуды движений, которые повышают эластичность мышц и оказывают непосредственное влияние на воспитание гибкости, что ведет к улучшению осанки и профилактике травматизма.
3. Укрепление крупных и мелких мышечных групп туловища и конечностей: Динамические упражнения на фитболах, выполняемые из разных исходных положений, позволяют направить усилия на укрепление всего мышечного аппарата ребенка.
4. Расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы: Сердечно-сосудистая система работает в более щадящем режиме, чем при выполнении других видов физических упражнений.
5. Повышение активности сенсорных систем.
Согласованная работа всех двигательных анализаторов способствует стимуляции мышечной чувствительности.
6. Тренировка вестибулярного аппарата.
Покачивания на мячах, повороты и перевороты, изменение направления и скорости передвижения развивают способность ребенка управлять динамическим и статическим равновесием, выполнять упражнения более четко и экономно.
7. Нормализация психоэмоционального состояния.
Мячи теплых цветов (красный, оранжевый, повышают активность, усиливают возбуждение ЦНС. Фитболы холодных цветов (синий, фиолетовый) оказывают успокаивающий эффект. Мячи желтого и зеленого цветов нормализуют процессы возбуждения и торможения в ЦНС, способствуют проявлению выносливости.
II. Образовательные:
1. Обучение двигательным действиям с мячом.
Разнообразие физических упражнений с фитболами предусматривает поэтапное и последовательное их освоение с опорой на имеющийся двигательный опыт детей, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.
2. Воспитание физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости. выносливости).
3. Совершенствования координационных способностей и равновесия.
III. Воспитательные:
1. Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями.
2. Воспитание целенаправленной двигательной активности.
3. Развитие творческих способностей, грациозности и выразительности движений.
Занятия «Фитбол-гимнастикой» :
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю – 4 занятия в месяц.
Длительность занятия 20-25 минут.
Численность детей в кружке 16 человек.
Группы подбираются с учетом возрастных, двигательных особенностей
детей.
Занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки.
В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей.
В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.
Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма.
Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.
Фитболы можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и повседневной работе :
*на занятиях в качестве физкультминутки;
*на прогулке;
*в самостоятельных играх детей, эстафетах;
*в развлечениях, праздниках и досугах;
*в индивидуальной работе;
*с использованием дыхательных упражнений,
* ритм-блоков с музыкой;
*для освоения ОВД и ОРУ.
Очень эффективно использование фитбол – мячей в совместной работе с родителями.
Особенно хорошо нормализуются детско – родительские отношения. Дети ощущают радость от совместной двигательной деятельности, а так же поддержку родителя.
Фитбол – мячи вносят разнообразие в проведение досугов, праздников и развлечений.
Использование фитбол – мячей повышает эмоциональную включенность детей в занятие.
Повышает эффективность оздоровительных задач и усвоение материала.
Также фитболы позволяют разнообразить подвижные и эстафетные игры, они дарят детям радость и здоровье.
К концу года дети должны знать:
• иметь представления о форме мяча;
• иметь представление о физических свойствах мяча;
• знать простейшие движения с мячом;
• знать основные исходные положения фитбол-гимнастики.
К концу года дети должны уметь:
• самостоятельно проверять правильность посадки на мяче;
• делать основные движения с мячом;
• принимать исходные положения фитбол-гимнастики.
• расслабляться
Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом. На занятиях фитбол -гимнастикой сердечно-сосудистая система работает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках. Мяч создает хорошую амортизацию, поэтому во время выполнения динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Дети, занимающиеся фитбол-гимнастикой, меньше болеют, у них
улучшается внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.
Дети, занимающиеся фитбол-гимнастикой, меньше болеют, у них улучшается внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениями навыкам.
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.