Зявенко Наталья
Использование методики глобального чтения в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование методики глобального чтения в работе с детьми раннего возраста
Зявенко Н. А., воспитатель,
МДОУ№12 «Голубок», г. Коряжма
Ранний возраст - уникальный период в жизни человека. На этом возрастном этапе развитие происходит так быстро, что каждый день малыш удивляет нас новыми навыками, возникающими спонтанно, вдруг: это может быть новое движение, новое слово, только что услышанное и тут же вставленное в собственную речь.
Публикация «Использование методики глобального чтения в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Второй год жизни - период становления всех функций речи: коммуникативной, регулятивной, влияющей на развитие мышления. В этом возрасте характерны развитие понимания речи, формирование функции обобщения в речи, развитие активного словаря, способности подражания, грамматического строя, умение пользоваться речью.
Методик развития понимания речи и активной речи у детей раннего возраста существует множество. Меня очень увлек метод глобального обучения чтению, авторами которого считают американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки.
Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербальной - фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит "с другого конца", в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребёнка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания. Когда мозг накапливает определённое количество речевой информации, он начинает её анализировать.
Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет разбивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст. В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы "Читаем с пелёнок". Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным, потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью.
Суть обучения состоит в том, что ребёнку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.
Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами?
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга - правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Естественно, мозг работает, как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария - конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирования за счёт этого целостного и многозначного контекста.
У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет - функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста); неустойчивость внимания - запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки "левшества". Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, то есть целиком (глобально) - это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.
Известно, что обучать глобальному чтению можно с раннего детства. Поэтому я решила апробировать эту методику в группе раннего возраста и поставила перед собой цель: выяснить влияние данной методики на развитие понимания речи и активной речи детей раннего возраста на материале сказок.
Во время работы над темой предстоит решить следующие задачи:
1. Развивать психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память).
2. Совершенствовать мелкую моторику (при подборе, раскладывании и перекладывании карточек на столе, самостоятельных манипуляциях и играх детей с карточками и иных действиях).
3. Формировать учебные навыки (умение внимательно слушать взрослого, отвечать на элементарные вопросы, называть героев знакомых сказок).
4. Стимулировать формирование мозговых структур и межнейронных соединений, активизировать работу мозга.
5. Развивать выявленные задатки интеллектуальной одарённости у детей.
Работа по теме начата в октябре 2018 года и осуществляется по плану:
1. Изготовление дидактического материала – тематических карточек и карточек по сказкам;
2. Мониторинг воспитанников группы, выявление детей от 2-х лет и старше (т. к. наиболее доступный, по мнению специалистов, для обучения чтению малышей - двухлетний возраст);
3. Создание оптимальных условий в группе для проведения занятия;
4. Вовлечение детей в процесс игры – занятия;
5. Проведение информационно-разъяснительной работы с родителями о необходимости создания специальных условий дома для успешного развития у детей речевых и психомоторных процессов;
6. Формирование у детей навыков глобального чтения в процессе систематических игр-занятий.
В изготовлении дидактического материала – тематических карточек и карточек по сказкам сложностей не возникло: плотный белый картон, полоски шириной примерно 5 см, слова, написанные на полосках маркером печатными буквами, и дидактический материал готов! Самое главное здесь – проявить аккуратность и не забыть обвести карточку маркером.
По результатам мониторинга в группе определены 4 ребёнка, которым уже исполнилось 2 года, и, которые будут являться участниками проведения исследования с целью проверки эффективности методики глобального чтения.
Вовлечение детей в процесс игры-занятия осуществляется по определённой схеме.
Сажаю одного ребенка или несколько детей перед собой на некотором расстоянии и бодро и весело начинаю заниматься с ними, играя. Показываю карточку и говорю только одно слово без комментариев, то, что на ней написано. Произношу слово так, как обычно его говорю, т. е. не молоко, а (малако). И так все карточки - показала и произнесла. В первый день показываю одно слово, затем добавляю каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15 слов, останавливаюсь. Затем, самое старое слово убираю, одно новое добавляю, все карточки каждый раз перед показом перемешиваю, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у меня всегда в наличии набор из 15 слов (15 карточек, который каждый раз обновляется одним словом.
При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется.
Все игры-занятия проводятся с учё том выполнения следующих правил и рекомендаций:
вовлечение детей в процесс игры только по заинтересованности и желанию, а подача материала на занятиях таким образом, чтобы малыш не успел устать, отвлечься, потерять интерес к процессу;
продолжительность одного занятия - 15 секунд!;
после 15-ти секундного действия нужно обязательно хвалить ребенка (детей);
необходимо помнить, что каждый ребенок - это индивидуальность: содержание игры-занятия и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания);
обучение чтению, т. е. чтобы ребенок в 2 или 3 года читал - не должно становиться самоцелью! Прежде всего, занимаясь, мы развиваем ребёнка;
моя задача - не напрягать ребенка, а сделать так, чтобы ему было интересно играть в карточки Домана, именно играть, а не настаивать на запоминании и обучении!;
Например, я даю ребенку карточки в руки, и мы с ним играем как угодно, и в первую очередь - в различные сюжетные игры: магазин, автоперевозки, ресторан, обед и т. д. Например, пришли мы в ресторан, подзываем официанта (какого-нибудь мишку, делаем ему заказ. Мишка уходит, возвращается с подносом, а на подносе у него разная вкуснятина (активные карточки) - "мороженое", "пирожное", конфета", "сок", "чай" т. д. Читаем и играем.
Или я раскладываю названия животных на соответствующие картинки. Можно прикрепить к каждой игрушке ее имя. Можно зверей "кормить"- раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему" кто что ест". Можно разыскать мам для потерявшихся деток (карточки" щенок" - к собаке, " теленок" - к корове и т. д.). Можно перевозить" мебель "(карточки слов) на машинах. Можно играть в магазин - используем слова в качестве списка ассортимента.
Особенно дети любят играть с активными карточками в "Угадайку". Я раскладываю карточки той стороной, на которой написано слово. Сначала прочитаю сама все слова, желательно несколько раз. Затем карточки перекладываю в другом порядке. Ребенок угадывает, где какое слово написано. Называет слово, переворачивает карточку. Если картинка совпала с названным словом - все в порядке. Если нет - переворачиваю опять той стороной, где слово. И так до тех пор, пока все карточки не будут перевернуты. При угадывании, не надо спрашивать у ребенка "Что здесь написано?", лучше попросить показать слово: "Как ты думаешь, где написано "мишка", покажи".
Вообщем, можно придумать множество различных игр.
С целью вовлечения родителей в совместную деятельность, направленную на результат, используются такие формы сотрудничества с семьё й:
консультации об особенностях методики глобального чтения,
практикумы по использованию данного метода в работе с детьми,
беседы с родителями о том, как легко, играя, применять методику глобального чтения дома, на улице, в путешествии, тем самым развивая психомоторные процессы у детей и способствуя речевому и интеллектуальному развитию детей раннего возраста.
Я думаю, что многим хотелось бы уже сегодня получить ответы на вопросы, которые нас интересуют. Например, сколько и каких слов запомнили дети на данный момент, какие слова запоминаются быстрее, кто из детей (мальчики или девочки) запоминает лучше! Стали ли дети больше и лучше говорить! Но говорить о результатах слишком рано. Работа продолжается, а это значит, что мне предстоит ещё многое сделать и придумать, чтобы проверить, насколько эффективна эта методика в группе раннего возраста!
Полагаю, что каждый шаг в этом направлении принесёт положительный результат и пользу в будущем!