Елена Шнякина
Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.
Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
«Интересно» - это «детское» определение сенсорной интеграции.
Публикация «Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения - слуха и сенсорный голод всего остального.
Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в доме ребёнка.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша)’, избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми.
2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности
3. Расстройства мышечного тонуса
4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)
5. Двигательная неуклюжесть
6. Трудности в концентрации, импульсивность
7. Быстрая утомляемость
8. Отказ от социальных контактов
9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении
10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских домах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность детей раннего возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать сенсорную сферу ребенка, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Если у ребёнка отмечаются трудности с распознаванием тактильной информации, то могут возникнуть проблемы в продуктивной деятельности. Эти дети не любят рисовать, боятся брать в руки пластилин, неловко действуют с ножницами. В связи с этим могут возникнуть проблемы с поведением, так как такой ребенок может отвечать на взаимодействие с другими детьми - агрессивно. Воспитатель может сердиться на детей т. к. они часто неловкие, импульсивные или им трудно следовать указаниям и инструкциям.
Таким детям свойственна:
- раздражительность, нервозность
- трудно принимать даже малейшие изменения, долгая адаптация
- не переносит прикосновений, не смотрит в глаза
- сложности в общении, предпочитает играть один и т. д.
Целью моей работы является обогащение чувственного опыта детей, создание связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, продуктивной деятельности с песком, сыпучими, природными материалами, знакомство с их свойствами.
В нашем учреждении созданы замечательные уголки. Это комнаты светлой и тёмной сенсорики,а так же всевозможные сенсорные панели,коврики и коробочки. Здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют запах.
Ценность сенсорного уголка заключается в его универсальности:
- доступность обогащения среды
- нет возрастных ограничений
- разнообразность наполнения
- взаимозаменяемость
- возможность разнообразного выбора.
Цель - решение задач сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях дома ребёнка.
Были поставлены следующие задачи:
•развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт
•развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
•повышать уровень знаний воспитателей по сенсорному развитию и воспитанию детей;
Сенсорный уголок предназначен :
•для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
•развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
•снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
•создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности
•активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти)-, •повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности Игры проводятся индивидуально и по подгруппам. Рекомендуется формировать, подгруппы с учетом возраста.
В сенсорном уголке могут заниматься дети от 2-х лет. Возрастных ограничений нет, так как можно варьировать степень усложнения заданий.
Сенсорный уголок может иметь зоны для работы с песком и для работы с крупами. Также им может быть и оборудована группа или даже отдельная комната. Рекомендуется несколько рабочих столов, за которыми работают дети, емкости для круп и песочница. Затем необходимо только пополнять уголок интересными дидактическими пособиями для обогащения чувственного опыта детей.
В сенсорном уголке собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Используется здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
С помощью упражнений в сенсомоторном уголке мы помогаем детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, “рождения” образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Детей учим замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев и т. д. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.
Игры с песком являются мощным средством развития тактильной системы
Игры с крупами - это универсальное средство. У каждой крупы разная текстура, разный
цвет, разный запах. Дети смотрят, трогают и чувствуют запах.