Ольга Скрипченкова
Использование метода погружения на занятиях по английскому языку в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Требования нашего общества к уровню овладения иностранного языка с каждым днем растут. Современные языковые занятия это не просто повторение новых слов и фраз за педагогом и прояснение значения при помощи родного языка, это комплексный подход, направленный на развитие языковой компетенции у детей.
В основе данного подхода стоит метод погружения и искусственное создания языковой среды.
Публикация «Использование метода погружения на занятиях по английскому языку в ДОУ» размещена в разделах
Все мы знаем, что современном мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями знание иностранного языка это не просто дань моде или чья-либо прихоть, а процесс получения знания, которое жизненно необходимо в современном обществе, развивающемся в направлении к всеобщей глобализации. Владение иностранным языком является незаменимой составляющей образования успешных людей и одним из условий профессиональной компетенции. В связи с вышеперечисленным, возрастает потребность свободного общения на иностранном языке, а иногда даже на нескольких, а следовательно изменяется способ и объем восприятия информации, поэтому необходимо корректировать и подходы к обучению.
На сегодняшний день достаточно актуален вопрос о раннем обучении иностранному языку и культуре стран изучаемого языка. Бытует мнение, что раннее обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного образования, так как лишает ребенка детства. Однако исследования показали, что изучение иностранных языков, при правильной организации процесса, развивает детей, повышает их образовательный и культурный уровень.
В данной связи вполне логична необходимость введения не только языковых занятий, но и элементов погружения в языковую среду посредством педагога-носителя. Ведь именно при условии погружения в языковую среду с раннего возраста ребенок усваивает языковые структуры естественным образом, как и на родном языке. Научное обоснование данного метода заключается в том, что овладение языком происходит в привычной для ребенка атмосфере (рисование, игра, пение и другие) Также язык присутствует в воспитательном процессе наравне с родным. Учеными доказано, что при общении таким образом ребенок самостоятельно выстраивает систему правил языка, a ошибки и смешение языков воспринимаются как естественные элементы развития языковой компетенции.
На сегодняшний день, билингвальная система образования пользуется популярностью за рубежом, начиная с раннего детства. Однако в Росси существует стереотип, что обучение иностранному языку должно проходить уже в школе, хотя исследование показали, что в сенситивный период развития речи ребенка языковой материал усваивается быстрее и легче, при условии создания всех необходимых условий. Только в период от 1 до 7 лет дети могут овладеть иностранным языком, как родным, путем использования врожденных механизмов, что и при освоении родной речи.
Самым перспективным направлением на данный момент является использование метода погружения на занятиях и в идеале, это организация билингвальных групп в дошкольных учреждениях. Уникальность состоит в том, что на территории Воронежской области далеко не все государственные детские сады могут предложить такую услугу своим воспитанникам в связи с трудностями организации процесса обучения, а также подбора квалифицированного персонала и закупки оборудования и материалов.
Однако, несмотря на все сложности организации процесса, создание билингвальной группы в детском саду является инновационным и имеет множество преимуществ для реализации.
На примере нашей экспериментальной группы хотелось бы остановиться подробнее. Как же построен процесс обучения и как дети погружаются в искусственно созданную языковую среду.
Педагог по английскому языку погружает детей в языковую среду как носитель, взаимодействуя в пространстве группы с детьми и воспитателем. При условии такого включения в языковую среду с раннего возраста ребенок усваивает языковые структуры естественным образом, как и на родном языке.
Овладение языком происходит в привычной для ребенка атмосфере в форме рисования, игр, пения. Также язык присутствует в воспитательном и бытовом процессе наравне с родным.
В пространстве нашей группы организован центр английского языка с необходимыми аутентичными ресурсами и материалами, разработан по темам недели лексический материал, создана картотека видеофильмов на различные темы. Вся деятельность осуществляется преимущественно на английском языке, лексический материал активизируется и применяется в различных видах деятельности: проводятся мастер-классы по рисованию, лепке, театрализованной деятельности, озвучивании сказок и историй. Игровые упражнения разнообразны: сенсомоторные, тактильные, пальчиковые. В словарь вводятся традиционные аутентичные песенки, потешки, рифмовки. Проводятся подвижные игры на английском языке на улице, а также происходят наблюдения за природой и природными явлениями.
Вдохновленные Реджио подходом мы проводим творческо-интегративные занятия совместно с воспитателями и педагогами ДОУ, где дети могут прожить реальные ситуации общения и активизировать свои умения и навыки, навыки творческого подхода к познанию и жизни в целом, умение задавать вопросы и искать на них ответы, возможность высказывать свое мнение и умение слышать и принимать позицию другого, умение аргументировать свою позицию.
Подводя итог, целесообразно сделать вывод о том, что метод погружения является неотъемлемым процессом формирования языковой компетенции дошкольников. Эта система дает возможность воспитать детей, которые смогут свободно владеть двумя языками и смогут легко переключаться с одного языка на другой без психологического языкового барьера.