Елена Аникина
Использование метода кинезиологии для развития дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях ДОУ. Ведь в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому, одной из основных задач на протяжении многих лет в нашем ДОУ, является воспитание здорового ребёнка с учётом психологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Публикация «Использование метода кинезиологии для развития дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из видов здоровьесберегающих технологий, является кинезиология. В свете ориентиров ФОП метод кинезиологии очень актуален. Он развивает физические и психофизиологические качества, сохраняет здоровье и участвует в профилактике отклонений развития, что очень важно в современных условиях.
Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», что означает «движение» (имеется в виду мышечное движение). Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука».
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Кинезиология с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия, обеспечивающего регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующего в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.
Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.
Кинезиология известна была еще в древности. Еще Конфуций показывал, что двигаться полезно для мозговой деятельности и мышечной системы. Кинезиология взяла много из йоговской системы упражнений. Аристотель и Гиппократ также использовали различные упражнения для оздоровления.
Современное появление, можно сказать, возрождение кинезиологии связано с имеем американского врача Пола Деннисона, который в 70-х годах занимался проблемой обучения детей, испытывавших различные трудности в усвоении новой информации, в запоминании. Пол Деннисон пришел к выводу, что вся проблема заключается в мозге. Им была разработана оригинальная методика под названием «Гимнастика мозга». Позже ее эффективность была экспериментально доказана.
В настоящее время во многих городах России происходит распространение идей кинезиологии, которая представляет собой систему упражнений, позволяющих через движение совершенствовать мыслительные процессы.
Огромная польза и привлекательность кинезиологии состоит в её простоте и практичности. Можно выполнять эти упражнения в любое время.
Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизирует работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую роль нервной системы. В результате происходит активизация межполушарного воздействия, что способствует детской стрессоустойчивости, а также облегчает процесс чтения и письма в дальнейшем обучении в школе.
Цель моей работы -это развитие интеллектуальных способностей, сохранение физического и психического здоровья детей старшего дошкольного возраста через применение метода кинезиологии.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать практический материал теме исследования.
3. Снизить проявление психоэмоционального напряжения у детей
4. Провести экспериментальную работу и проанализировать результаты.
проводилась с детьми старшей группы (5-6лет) в течении учебного года.
В свою практику я включила следующие виды упражнений, важно проводить их в доброжелательной обстановке, стоя или сидя за столом: (см. Приложение)
Растяжки: нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения: улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Телесные упражнения: развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Также телесные упражнения нужны, чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие.
Упражнения для развития мелкой моторики : стимулируют речевые зоны головного мозга.
Упражнения для релаксации: способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Комплекс упражнений с опорой на наглядность
Работа проходила ежедневно, упражнения предлагались в игровой и образной форме от простого к сложному, проводились во время образовательной деятельности, в режимных моментах, а также перед дневным сном. Осуществлялся контроль за точным выполнением движений.
Многие упражнения проводились с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она расслабляет, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Обогащение предметно-пространственной среды включало в себя:
• Разработку картотеки «Кинезиологические игры и упражнения»
• Работа с наглядными схемами