Получи документы

Использование метода кинезиологии для развития дошкольников с ОВЗ

Елена Аникина
Использование метода кинезиологии для развития дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях ДОУ. Ведь в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому, одной из основных задач на протяжении многих лет в нашем ДОУ, является воспитание здорового ребёнка с учётом психологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Публикация «Использование метода кинезиологии для развития дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

Одним из видов здоровьесберегающих технологий, является кинезиология. В свете ориентиров ФОП метод кинезиологии очень актуален. Он развивает физические и психофизиологические качества, сохраняет здоровье и участвует в профилактике отклонений развития, что очень важно в современных условиях.

Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», что означает «движение» (имеется в виду мышечное движение). Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука».

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Кинезиология с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия, обеспечивающего регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующего в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.

Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.

Кинезиология известна была еще в древности. Еще Конфуций показывал, что двигаться полезно для мозговой деятельности и мышечной системы. Кинезиология взяла много из йоговской системы упражнений. Аристотель и Гиппократ также использовали различные упражнения для оздоровления.

Современное появление, можно сказать, возрождение кинезиологии связано с имеем американского врача Пола Деннисона, который в 70-х годах занимался проблемой обучения детей, испытывавших различные трудности в усвоении новой информации, в запоминании. Пол Деннисон пришел к выводу, что вся проблема заключается в мозге. Им была разработана оригинальная методика под названием «Гимнастика мозга». Позже ее эффективность была экспериментально доказана.

В настоящее время во многих городах России происходит распространение идей кинезиологии, которая представляет собой систему упражнений, позволяющих через движение совершенствовать мыслительные процессы.

Огромная польза и привлекательность кинезиологии состоит в её простоте и практичности. Можно выполнять эти упражнения в любое время.

Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизирует работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую роль нервной системы. В результате происходит активизация межполушарного воздействия, что способствует детской стрессоустойчивости, а также облегчает процесс чтения и письма в дальнейшем обучении в школе.

Цель моей работы -это развитие интеллектуальных способностей, сохранение физического и психического здоровья детей старшего дошкольного возраста через применение метода кинезиологии.

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.

2. Подобрать практический материал теме исследования.

3. Снизить проявление психоэмоционального напряжения у детей

4. Провести экспериментальную работу и проанализировать результаты.

проводилась с детьми старшей группы (5-6лет) в течении учебного года.

В свою практику я включила следующие виды упражнений, важно проводить их в доброжелательной обстановке, стоя или сидя за столом: (см. Приложение)

Растяжки: нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения: улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные упражнения: развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Также телесные упражнения нужны, чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие.

Упражнения для развития мелкой моторики : стимулируют речевые зоны головного мозга.

Упражнения для релаксации: способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Комплекс упражнений с опорой на наглядность

Работа проходила ежедневно, упражнения предлагались в игровой и образной форме от простого к сложному, проводились во время образовательной деятельности, в режимных моментах, а также перед дневным сном. Осуществлялся контроль за точным выполнением движений.

Многие упражнения проводились с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она расслабляет, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Обогащение предметно-пространственной среды включало в себя:

• Разработку картотеки «Кинезиологические игры и упражнения»

• Работа с наглядными схемами

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Использование метода проектов в ДОУ Видео В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания в системе образования на сегодня является - метод проектов. Метод проектов.

Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольниковИспользование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников». Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке.

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»Опыт работы «Использование метода мнемотехники» В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода кинезиологии для развития дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 23 октября 2024 в 20:53
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода кинезиологии для развития дошкольников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Аникина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД