Светлана Владимировна Лахина
Использование логоритмики в работе специалистов детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Использование логоритмики в работе специалистов детского сада.
В настоящее время возросло количество детей, имеющих различные речевые нарушения. В дошкольном учреждении коррекция речевой патологии зависит не только от одного специалиста, а от взаимодействия всех педагогов образовательной организации.
Важным звеном для этого является применение всевозможных методов и средств, направленных на развитие речи. Одной из таких комплексных методик реабилитации и коррекции детей с патологией речи является логоритмика.
Публикация «Использование логоритмики в работе специалистов детского сада» размещена в разделах
Логоритмика– это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Она является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Как одна из комплексных методик, логоритмика представлена очень большим диапазоном различных игр и упражнений, которые направлены на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие у ребёнка коммуникативных навыков, а также формирование положительной и познавательной деятельности. Логопедическую ритмику можно использовать частично на логопедических, музыкальных, физкультурных занятиях, а также в режимных моментах. Логопедическая ритмика способствует ребёнку правильно выговаривать звуки, петь, играть на музыкальных инструментах; она позволяет укрепить мышцы туловища и конечностей, совершенствует координацию движений; содействует развитию быстроты реакций, чувства ритма и темпа.
Логоритмика, как методика развития ребёнка с речевыми нарушениями, позволяет объединить работу разнопрофильных специалистов детского сада. Так, логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, психолог и физинструктор могут решать свои, а также общие задачи в воспитании и развитии детей. Такое взаимодействие даёт специалистам возможность устранить патологию в речевом развитии детей, улучшить их физическое и эмоциональное развитие.
Для более эффективной работы по преодолению речевого дефекта специалисты дошкольного учреждения должны вместе разработать индивидуальные программы развития и план работы всей группы детей. С этой целью подбираются необходимые тематики занятий, а также средства для максимально быстрого достижения результатов.
Так, логопед проводит работу с речевой системой, тогда как другие специалисты подключаются и планируют свою образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями логопеда. Содержание речевого материала, который используется во время занятий, обсуждается всеми педагогами. Работа по развитию речевой системы осуществляется регулярно, с учётом возрастных и психологических особенностей детей, а также срока коррекционной работы. На занятиях учитель-логопед может использовать в своей работе : пальчиковые игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, вокально-артикуляционные упражнения, чистоговорки, упражнения на развития мимических мышц, общей моторики.
Воспитатель на своих занятиях проводит работу по закреплению поставленных логопедом звуков, развитию артикуляционной и мелкой моторики, развивает у детей речеслуховую память, внимание, чувство ритма. Для мероприятий воспитатель прорабатывает тему, готовит необходимые атрибуты, помогает в разучивании материала к выступлению.
Развитие слухового внимания, речеслуховой памяти, активизация внимания, развитие моторики и ориентировки в пространстве, а также воспитание музыкального ритма проводится музыкальным руководителем. На своих занятиях с детьми специалист использует такие элементы логоритмики, как музыкально-дидактические игры, упражнения, направленные на различение звуков по высоте, подстройка голоса к определённому музыкальному звуку, распевка тех звуков, которые дети проходят на занятиях с логопедом.
Физинструктор также имеет большое значение в развитии и коррекции речевых нарушений у детей. На занятиях по физическому развитию логопедическая ритмика применяется в виде упражнений, направленных на развитие моторики и координации движений, это могут быть: упражнения с мячом под музыку, лазание по гимнастической лестнице с речевкой. Речевой материал подбирается так, чтобы соотнести ритм строки с движением. Логоритмику можно использовать во время утренней гимнастики, спортивных праздниках и развлечений.
Также логопедическую ритмику в своей работе использует психолог, который воздействует на речевые и неречевые процессы. В ходе коррекционной деятельности происходит развитие речи, ритма и темпа дыхания, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения. Кроме этого применяются различные упражнения на развитие координации и дифференциации движений, а также нормализацию мышечного тонуса. Всё это осуществляется с проговариванием и под музыку.
Таким образом, логоритмика представляет собой ту методику, которая обеспечивает взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения и, следовательно, максимально эффективно влияет на коррекцию и развитие детей с речевыми нарушениями.