Сирануш Долян
Использование логоритмики в комплексной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Детям с общим недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.
Публикация «Использование логоритмики в комплексной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки.
Логоритмика представляет собой объединение рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания речи и устранения речевых нарушений.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием его одного из них.
Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определенный ритм перед началом занятия, настроить на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность.
Занятия логопедической ритмики - составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.
Построение коррекционно-педагогического процесса развития речи детей базируется на принципе интеграции, то есть сочетании игровой, слушательской и исполнительской (певческой) деятельности дошкольников.
Так, при использовании в коррекции речи песенного материала, происходит формирование мыслительных способностей и фантазии, способности к интонированию, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие тонкой моторики и артикуляционной моторики. На коррекционных логопедических занятиях песенный материал также используется как оформление логопедических игровых упражнений, так и в качестве ритмических игровых моментов, для развития речевого дыхания, что особенно важно при заикании.
Развивая певческие навыки, мы в то же время работаем над развитием речи : над правильным произнесением окончаний существительных и особенно прилагательных, протягивание гласных звуков, что способствует развитию фонетико – фонематического слуха.
В своей деятельности придерживались следующей структуры логоритмического занятия :
Вводная часть включает в себя ходьбу спокойного характера под маршевую музыку, упражнения на различные виды ходьбы и бега, садвижениями рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением.
Основная часть включает в себя упражнения на развитие дыхания; упражнения для четкого проговаривания гласных звуков; голосовые упражнения; упражнения для четкого проговаривания слогов; речевые игры; речевые игры на внимание, переключаемость, синхронность; общеразвивающие упражнения; упражнения для развития речевых, мимических и тонких движений пальцев рук; общие развивающие упражнения из положений сидя и лежа.
Заключительная часть состоит из упражнений на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы.
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а со стороны педагогов осуществляется постоянный контроль за точностью выполнения.
При работе над дыханием обращаем особое но внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей.
Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Музыкальным руководителем подбираются эмоционально в выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы. Кроме игры на детских духовых инструментах, таких как флейта, дудка, губная гармошка, также использовался ряд игр на развитие дыхания.
Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение» (как звукоподражание кошке, гудку парохода, чтобы добиться изменения в высоте голоса.
Для совершенствования мелкой моторики рук с детьми проводились различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами (карандашами, палочками, мячами) под музыку. Главной задачей пальчиковых игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный вконтакт, осуществляемый в танце, еще больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми.
Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в деятельности.
Используемые на логоритмическом занятии счетные упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение. Задача этих упражнений состоит в сохранении полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта.