Марина Шестакова
Использование логических задач на занятиях по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение на занятиях по формированию элементарных математических представление (далее ФЭМП) в дошкольных учреждениях немыслимо без использования логических задач. В тоже время применение логических задач, должно применяться в соответствии с возрастом детей, их развитием, заинтересованностью детей материалом, увлекать, а также развивать математические представления дошкольников, закреплять ранее выученный материал.
Публикация «Использование логических задач на занятиях по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Используются логические задачи с целью развитию математических представлений, знакомством с новым материалом. Одновременно с этим важным условием является систематичность использования логических задач.
Дошкольники довольно активны в восприятие логических задач. Они с упорством ищут решение задачи, которое ведет к результату. Если задача посильна ребенку, то он с нетерпением решает ее, у него складывается к ней положительное отношение, что активизирует мыслительное и познавательное развитие. Ребенку интересно, что же получиться в итоге, это его и увлекает.
При решение логических задач, дети используют 2 вида поиска решения задачи : практические, когда дети накладывают, прикладывают, подбирают подходящую деталь, и мыслительные, когда сравнивают, угадывают, предполагают, догадываются о конечном результате. В ходе поиска решения задачи, выдвижение предположений, дети говорят о своих догадках, но в конечном итоге, эти догадки и являются правильным решением. Как показывает практика, практические методы при решение логических задач в основном используют дети младшего и старшего возраста, дети подготовительных групп применяют при решение задач мыслительные методы, или мыслительные методы в сочетание с практическими.
Логические задачи по ФЭМП для дошкольников – это не простые задачи. Главной целью логических задач является не поиск верного ответа (их может быть несколько или не быть вообще, а умение делать выводы, анализировать, сравнивать, мыслить, применять наблюдательность и собственный жизненный опыт, развивать детей в распознание, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, ориентировок в пространстве и т. д. Каждая из логических задач направлена на совершенствование математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Кроме того, логические задачи – это отличный способ развить то, что называют смекалкой.
Логические задачи можно использовать непосредственно на занятие, а также индивидуально в течение дня. Цель логической задачи в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, задачами, значением, содержанием занятия. Она может быть применена в качестве учебного задания, направленного на выполнение конкретной задачи формирования математических представлений.
Логические задачи применяются на занятие для развитие начальных математических представлений, ознакомление детей с разными областями математической действительности : с количеством и счетом, с формой и величиной предметов, временными и пространственными ориентировками.
Начиная со средней группы можно давать детям простейшие наглядные логические задачи на формирование понятий о величине, форме, и понимания отношений длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже, больше – меньше.
Задачи с применением картинок или раздаточного материала для младших групп.
- У Марины, Наташи и Светы разные зонтики. У кого- то с длинной русской, а у кого - то в цветочек, а у кого – то в полоску. Маринин зонт нарисован выше всех, а у Светы зонтик не в полоску и не в цветочек. Какой зонтик у Наташи?
- Жили – были три девочки: Марина, Настя и Юля. Марина ниже Насти, а Настя ниже Юли. Кто из девочек самая низкая?
- Расскажи Незнайке, кто его соседи и где они живут?
- Логические задачи типа «Четвертый лишний»
Для подготовительных групп можно использовать задачи посложнее и без применения наглядности.
- Бабушка пришла с работы раньше, чем папа, а папа- раньше, чем мама. Кто пришел с работы раньше всех, а кто позже всех?
- Какой сегодня день?
Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья оставалось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день?
- Назовите дни недели. Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней.
- В коробке лежало пять, шесть и семь карандашей. В синей коробке карандашей больше, чем в зеленом, а в зеленом больше, чем в желтой. Сколько карандашей в каждой коробке?
- Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
- Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех?.
Решение логических задач в дошкольном возрасте способствуют лучшему усвоению ребенком математических представлений, развивает мыслительные операции, сообразительность, смышлености, развивают память, логику мысли.
Логические задачи являются прекрасным средством развития у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, желания рассуждать, сосредотачиваться на проблеме и находить пути ее решения.
Литература
1. Бурдина С. В. Умный малыш. Логические задачи. Кирив: «Первая образцовая типография», 2016. -32с
2. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1974. 366 с
3. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Учеба и игра: математика. – Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с