Чекушкина Надежда
Использование логических игр для развития мышления
1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня вашему внимаю предоставляю доклад на тему «Использование логических игр для развития мышления»
2 слайд. Мышление развивается в три этапа :
Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
Публикация «Использование логических игр для развития мышления» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
Особенностью мышления у ребенка дошкольного возраста является то, что он может не только синтезировать мысль, но и выразить ее на словах (основными являются первые два вида мышления). Педагоги-психологи характеризуют их мыслительный процесс как наглядно-образный, то есть ребенок видит предмет и может определять его свойства, предназначение без выполнения каких-либо действий с ним. Но если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
На основе наглядно-образного мышления можно развивать логическое.
3 слайд. Целью развивающих логику игр у дошкольников является обучение детей основополагающим логическим операциям. То есть, в игровой форме дети 4-7 лет учатся:
• анализировать;
• обобщать (классифицировать);
• выделять частное (синтезировать);
• сравнивать;
• строить гипотезы.
4 слайд. Логические игры способствуют развитию у ребенка :
• внимания;
• памяти;
• концентрации;
• умения выражать свои мысли;
• самостоятельности;
• целеустремленности.
Кроме того, логические игры формируют у дошкольников предпосылки, которые в будущем помогут им развязывать сложные математические задачки.
5 слайд. Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.
Для развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, нужно использовать простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.
6 слайд. Наиболее известны игры, которые мы используем в работе с детьми это Блоки Дьенеша и Игры Никитина.
Блоки Дьенеша - в чем же их привлекательность и польза?
Применяя в работе блоки Дьенеша можно расширить границы познания не только узконаправленно (цвет, форма, размер, толщина, но и сформировать умение у детей комплексно оценивать свойства любых предметов, что также позволяет говорить о формирующихся логических операциях.
Процесс формирования логического мышления в каждый возрастной период:
Во второй младшей группе используются блоки Дьенеша для организации простого манипулирования геометрическими фигурами. Для этого мы предоставляется детям возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками, используя их по своему желанию в различных видах деятельности. В процессе манипулирования дети замечают, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
В средней группе закрепляется умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, выделять цвет, форму, размер, толщину.
В старшей группе дети знакомятся с приемами кодирования. Для этого используются кодовые карточки, на которых с помощью символов обозначены свойства предметов.
Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
7 слайд. Следующие игрой на развитие мышления являются Игры Никитиных. Почему Никитины? Да потому, что именно развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов. «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» - самые известные «интеллектуальные игры» Никитиных. Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации.
8 слайд. В своей работе психолога я использую ряд логических игр на развитие мышления :
Игра «Кто это делает».
Игра «Сравнение величин».
Игра «Волшебники».
Игра «Найди варианты».
Игра «Логические концовки».
Игра «Что я загадала?».
Игра «Вспомни быстрее».
Игра «Логические цепочки»
Игра «Лабиринты»
Работа по развитию логического мышления дошкольников начинается в раннем возрасте и продолжается все года, которые ребёнок проводит в детском саду. Развивая логические способности детей не только в математике, но и в других видах деятельности, педагог способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка, формированию думающей, стремящейся к активному познанию личности.
9 слайд. Коллеги, спасибо за внимание!