Корнилова Наталия
Использование логических блоков Дьенеша при конструировании
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 3. Цель использования логических блоков :
Научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам
Слейд 4. Суть его подхода - математические знания дети получают, не решая многочисленных задач, а играя. При этом они не догадываются, насколько сложные интеллектуальные операции они выполняют.
Публикация «Использование логических блоков Дьенеша при конструировании» размещена в разделах
В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание. Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на стимулирование интереса детей к математике.
Слайд 5. Средство для развития произвольного внимания, памяти, умение анализировать, сравнивать, объединятьпризнаки и свойства.
Развитие связной речи, творческого воображения и пространственного мышления, инициативы.
Моделирование понятий математики и информатики, алгоритма, кодирование информации, логические операции.
Слайд 6. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям и операциям.
Слайд 7. Виды конструирования
1. Самостоятельное экспериментирование (ознакомление).
2. Конструирование по образцу.
3. Конструирование по простым схемам и чертежам.
4. Конструирование по условиям.
5. Конструирование по заданной теме.
6. Конструирование по замыслу.
Слайд 8. Недостатки системы Дьенеша
Интересно, что специалисты не нашли в системе Золтана Дьенеша никаких недостатков. Несмотря на это отзывы родителей, которые уже проводили занятия по данной методике, выявили некоторые недостатки:
• Ограничения цветового разнообразия в блоках Золтана Дьенеша.
• Детям более старшего возраста для решения задач посложнее недостаточно одного набора.
• Не совсем корректно понятие «толщина», из-за чего сложно бывает объяснить ребенку, например, почему квадрат — плоский.
• В России не всегда легко найти альбомы для занятий по системе Дьенеша.
Слайд 10. Методическое обеспечение
Слайд 14. Альбом «Давайте вместе поиграем»
Девять комплектов логических фигур - плоский вариант блоков Дьенеша (для работы с подгруппой детей). Два комплекта карточек с символами свойств. Можно использовать как дополнительный материал для самостоятельных игр (20 игр). Кроме того, в комплект входят иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
Слайд 15. Альбом «Блоки Дьенеша» (2+)
Этот альбом содержит материалы, позволяющие проводить разнообразные развивающие игры, направленные на формирование у детей элементарных интеллектуальных умений, в частности, на решение задач с выделением двух-трёх признаков геометрических фигур.
Слайд 16. Альбом «Поиск затонувшего клада» (5+)
В альбоме представлены материалы для игр с блоками Дьенеша, направленные на развитие у детей внимания, памяти, самоконтроля, умения работать в коллективе. Кроме того, этот альбом можно использовать в ходе проведения разнообразных детских конкурсов.
Слайд 17. Альбом «Праздник в стране Блоков» (5+)
Игры, основанные на материалах этого альбома, предназначены как для формирования интеллектуальных способностей детей, так и для их социально-нравственного развития. Соревновательный характер этих игр помогает воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении своих целей, умение следовать установленным правилам.
Слайд 18. Альбом «Спасатели приходят на помощь» (5+)
Игры с материалами этого альбома учат детей работе с информацией, представленной в виде цифр, букв и знаков-символов.
Виды конструирования из ББД
1) Самостоятельное экспериментирование (ознакомление) :
• Осматривание блоков, определение их особенностей.
• Установка блоков в разные пространственные положения. Складывание простых конструкций.
2) Конструирование по образцу :
• Совместный сбор конструкции по операциям.
• Сбор по готовому образцу, глядя и (или) ощупывая его.
• Постепенное усложнение образцов.
3) Конструирование по простым схемам и чертежам:
• Разработка взрослым различных видов схем и чертежей.
• Сбор конструкции по заданным схемам и чертежам.
• Использование чертежей с проекциями.
• Усложнение путём увеличения сложности схем и чертежей, повышения их уровня абстрактности.
4) Конструирование по условиям :
• Разработка взрослым условий конструирования.
• Сбор конструкции по заданным условиям.
• Опытная проверка выполнения условий.
• Постепенное усложнение конструирования путём увеличения числа условий, усложнения способов их выполнения.
5) Конструирование по заданной теме :
• Разработка взрослым темы конструирования.
• Сбор конструкций в соответствии с темой.
• Сравнение созданных детьми конструкций.
• Усложнение конструирования путём усложнения темы конструкторского задания.
6) Конструирование по замыслу :
• Формулирование ребёнком конструкторского замысла.
• Уточнение взрослым этого замысла и последовательности операций.
• Сбор конструкции в соответствии с замыслом.
• Удержание ребёнка в пределах конструкторского замысла.
• Усложнение конструирования путём усложнения вида конструкции, увеличения скорости сборки, достижения максимальной схожести с замыслом.