НАТАЛИЯ ИСАЕВА
Использование квест-игры как способ создания условий для активации познавательного интереса детей в дошкольной образовательно
▼ Скачать + Заказать документы
Использование квест-игры как способ создания условий для активации познавательного интереса детей в дошкольной образовательной организации
Автор: Исаева Н. Е., воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Колосок»
Тамбовский район
Использование квест-игры как способ создания условий для активации познавательного интереса детей в дошкольной образовательной организации
Публикация «Использование квест-игры как способ создания условий для активации познавательного интереса детей в дошкольной образовательно» размещена в разделах
Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации связаны с переориентацией современного дошкольного образования, со знанием подхода к выбору стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка.
В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Именно поэтому основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию и она знакома нам под таким название как игра по станциям.
Что же такое «квест»?
Квест – универсальная игровая технология, позволяющая за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности, включающая в себя соревновательные механизмы, дающие возможность участникам через систему загадок, подсказок, помощи отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию деятельности.
Квест – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей : реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Квесты можно условно разделить на три группы.
линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
В детском саду образовательные квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Технология квест-игры активно применяется для решения задач познавательного, социально-коммуникативного, физического развития детей. В практике духовно-нравственного воспитания широкие возможности квест-игры используются редко. В МАДОУ «Детский сад «Колосок» Тамбовского района, где духовно – нравственное воспитание детей является одним из приоритетных, разрабатываются и реализуются квест-игры именно этой целевой направленности.
В основу данного опыта легла идея о том, что наполнение квест-игры духовно-нравственным содержанием, связанным с представлениями о традициях и обычаях нашего народа, малой Родине, социокультурных ценностях, предоставляет большие возможности и детям, и взрослым почувствовать свою сопричастность с историей и реалиями своей Родины.
Для реализации квест-игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников были определены цели, задачи и прогнозируемые результаты, пересмотрены и внесены коррективы в содержание непосредственной образовательной деятельности.
Квест-игры «День Петра и Февроньи Муромских», «Троица», «Спас» направлены на формирование у детей интереса к православным праздникам, традициям и обычаям.
Квест-игры «Сундучок со сказками», «В гости к Кириллу и Мефодию» предназначены для формирования у детей уважения к культуре и традициям народа, к историческому прошлому.
Квест-игры «Символы России», «Прогулка по поселку» и «Тамбов на карте генеральной…» предусматривают формирование у детей представлений о малой Родине. Особенностью двух последних квест-игр является то, что в них участвуют дети совместно с родителями. Данные квест-игры – одно из средств объединения семьи через совместную познавательную деятельность.
Анализ опыта использования квест-игр позволяет сделать вывод об эффективности их применения для духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Реализовать разработанные квест-игры может любое дошкольное образовательное учреждение, это не требует серьезных вложений. Использование квест-игр эффективно и способно объединить всех участников образовательного процесса в творческий коллектив единомышленников.
Список литературы
1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост. : Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М. : УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. -сост. В. Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.
3. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников : целевой творческий практико-ориентированный проект/авт. -сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.
4. Осяк С. А. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С. А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т. В. Захарова, Е. Н. Яковлева, О. Б. Лобанова, Е. М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
5. Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
6. Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие дошкольников. СПб: Агентство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь; М. : Сфера, 2010.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
8. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретикометодологического обеспечения процесса образования. М. : Изд-во Моск. психологосоциального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. 16 с.