Получи документы

Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Гурник Тамара Сергеевна
Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Современный мир диктует свои стандарты: в изменяющихся условиях общественной жизни, рыночной экономики, человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным, а значит уметь управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать. В настоящее время в Республике Беларусь работа по формированию финансовой грамотности детей и молодёжи проходит на государственном уровне и координируется Национальным банком[

Публикация «Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Финансы и ребёнок лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Но дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, банк, овладевая таким образом финансовыми отношениями на потребительском уровне. Многие ли родители беседуют со своими детьми о деньгах, их разумной трате? Скорее всего, нет.

И если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение, которое может привести к серьёзным потерям для бюджета семьи в будущем. Ведь очень важно, чтобы пользователи финансовых услуг обладали навыками принятия осознанных решений, которые влияют на уровень их доходов, а следовательно, и на темпы экономического роста страны в целом.

Поэтому формирование финансовой грамотности детей необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге нового этапа жизни – перехода из учреждения дошкольного образования в учреждение общего среднего образования, где дети будут получать свои первые карманные деньги, и их распределение должно быть осознанным. Без азов финансовой грамотности здесь никак не обойтись, так как навыки управления финансами способствуют формированию независимой личности, способной достигать поставленных целей, умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.

Требования современного общества сделали проблему формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста актуальной.

Наблюдая за воспитанниками детского сада, в их речи можно услышать слова: «банк», «банкомат», «доллар», «кредит», «бизнесмен» и другие, значение которых многие из них не знают, но употребляют без всякой необходимости. Также детей интересуют такие вопросы как: откуда появились деньги, почему у всех стран разные деньги, почему мои родители не покупают мне дорогие игрушки, что делать когда нет денег, всё ли можно купить за деньги, что такое банкомат и как в нём появляются купюры. Причина такой любознательности воспитанников кроется во всё большем проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей.

Решить проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста возможно путём применения новых, более эффективных и разнообразных форм работы. Одной из таких форм является квест – игра. Квест – игровая технология в основе которой лежит проблемно – поисковый метод, что сближает её с развивающим обучением. Дети не только овладевают необходимыми представлениями, умениями и навыками, но и учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, учатся отстаивать свою точку зрения, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, т. е. добывают знания самостоятельно, что немало важно для обучения в школе.

Цель проведения квест-игр : формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования квест-игр.

Задачи проведения квест-игр :

изучить методическую литературу по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста и использованию квест-игр в образовательном процессе;

пополнить предметно-пространственную среду группы, способствующую формированию финансовой грамотности у воспитанников;

составить конспекты финансовых квест-игр для детей старшей возрастной группы и применять их в практике работы с воспитанниками.

Данная работа заключается в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования квест - игр, где возможно реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить детей с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения старших воспитанников. [.

В основе данной работы положена идея Роберта Кийосаки: «Лучшая финансовая информация не всегда доступна. Надо отправиться на её поиски». Квест в переводе с английского, это и есть «поиск, предметов поиск, поиск приключений»один из способов построения сюжета: путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей.

По мнению С. А. Осяк квест- игра способствует формированию людей нового поколения, неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения.

П. Д. Успенский говорил: «В игре ребёнок живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительно жизни» [6, с. 8]. Можно не сомневаться, когда ребёнок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вё л себя в игре: планировать, добиваться результата, совершенствовать свои физические и нравственные качества.

Изучив методическую литературу и проведя анализ результатов наблюдения, можно прийти к выводу, что финансы – довольно сложная тема для детей и здесь важно создать мотивацию к образовательной деятельности, увлечь, заинтриговать воспитанников.

Для проведения данной работы необходимо с помощью родителей создать в группе необходимые предметно – пространственные условия. Подобрать дидактические игры («Доход – расход», «Размен», «Какие бывают доходы?», «Что важнее?», «Путешествие рубля» и др., атрибуты для сюжетно – ролевых игр («Банк», «Банкомат», «Супермаркет», приобрести книги: Евгения Блискавка «Дети и деньги», Ольга Антипенко «Денежная Азбука»,Эдуард Матвеев «Дима и Совёнок», «Лесная биржа», где понятно и ненавязчиво рассказывается ребёнку об основах финансовой грамотности, энциклопедию для детей «Сколько стоит золотой или история денег», оформили альбомы с изображением денежных единиц разных стран и старинными монетами.

Над данной работой стоит руководствоваться тем, что финансовая грамотность детей – это вклад в их будущее, и уделять этому достаточное внимание просто необходимо.

3По построению сюжета квестигры бывают следующих видов: линейный, штурмовой и кольцевой.

Чаще всего используются линейные квесты, где участники по определенному маршруту перемещаются от одной точки к другой выполняя различные задания пока не достигнут цели.

Для составления маршрута используются разные варианты :

Маршрутный лист (на нем могут быть написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, ответ на которые и будет то место, куда надо следовать);

«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться, постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (ноутбук или планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны отправиться участники);

Формируя финансовую грамотность с использованием квест – игр, стоит придерживаться определённых принципов и условий.

- игры и задания должны быть безопасными;

- задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;

- в содержание сценария необходимо включать разные виды деятельности;

- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

- рассчитать время на выполнение заданий так, чтобы дети не устали и сохранили интерес;

- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью эффекта неожиданности, сюрпризного момента, музыкального сопровождения, предметно – пространственной среды;

- воспитанники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся ( например: найти клад, помочь герою, расследовать происшествие);

- роль педагога в игре — направлять детей, на правильное решение, но окончательные выводы воспитанники должны делать самостоятельно. [3, с. 9]

Перед проведением каждой квест – игры, нужно проводить предварительную работу: беседы ( например: «Что такое деньги?», «Защитные знаки настоящих денег», «Потребности и желания», «Что такое банк и откуда в нём деньги?», решаем проблемные ситуации ( например: «Можно ли ехать на отдых в другую страну с белорусскими рублями?», «Деньгам в копилке угрожают? Кто? Или что?», «Богатство Буратино», играем в игры ( например: «Путешествие рубля», «Интересный обмен», «Доход – расход», «Найди в сказке экономику»; сюжетно – ролевые игры: «Банк», «Пункт обмена валюты», «Банкомат», разучиваем пословицы и поговорки, просматриваем мультфильмы ( например: «Уроки тётушки Совы», «Кот Бориска и финансовая грамотность», «Как появились деньги», «Утиные истории», отгадываем загадки, ребусы, кроссворды о финансовых понятиях, рассматриваем коллекции монет, денег, читаем сказки, рассказы, где раскрываются финансовые отношения, всё это способствует эмоциональному настрою и погружает ребёнка в мир финансов. [4, с. 22]

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, стоит начать со знакомства воспитанников с историей возникновения денег и правильного отношения к деньгам, как к предмету жизненной необходимости и части культуры. Эти задачи можно решить с помощью финансовой квест – игры «В поисках сундука». В начале игры создается интригующая обстановка, под звук монет появился Скрудж Макдак, у которого похитили сундук, далее для достижения поставленных задач мотивируем детей к предстоящей деятельности, перед ребятами поставить цель: найти сундук Скруджа с золотыми монетами. Создать проблемную ситуацию «Почему среди монет оказались ракушки, камни, перья», использование презентации «Денежная история» позволило дать первоначальные знания о деньгах и решить проблемную ситуацию с ракушками, камнями, перьями. Это игра - поиск, далее необходимо было проявляя находчивость, смекалку, сообразительность находить по подсказкам и выполнять различные задания, для продвижения к цели: например, соединяя слова по порядку прочитай пословицу и объясни смысл; найди сказки, где раскрываются понятия «бартер» и «деньги», отгадай загадки, о том, где лучше хранить деньги. За правильное выполнение ребята получали фрагмент карты, собрав которую узнали место спрятанного сундука. Дети отлично справились с финальным испытанием, проявляя взаимодействие в команде и взаимовыручку нашли сундук, за это от героя получили сладкие призы. Как итог ребятам было предложено встать в круг и продолжить фразу «Сегодня я узнал…». Игровая ситуация способствовала поддержанию у детей интереса на протяжении всей игры.

Стоит считать, что формирование финансовой грамотности невозможно без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. С данной целью, можно провести квест– игру «Собери коллекцию» с участием законных представителей воспитанников. Игра проходит в форме путешествия по сказкам, где сказочными персонажами выступали родители детей. Ребятам нужно было пройти этапы, где на каждом из них их ждал сказочный герой с заданием, за правильное выполнение которого он дарил денежный знак той страны, в которой живёт. Так дети познакомились с рублём, евро, долларом, юанем. Цель игры была достигнута, воспитанники собрали коллекцию валюты разных стран. А родители увидели, как с помощью игры можно интересно и ненавязчиво познакомить детей с таким сложным, на их взгляд, миром финансов. [7, c. 6]

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод:

Использование квест – игр для формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, позволило достичь определё нных результатов: обогатился словарь воспитанников, сформировалось первичное понимание финансовых терминов, ребята знают историю появления денег, могут различать номинал денежных знаков, находить признаки настоящих; осуществляют простой счёт денег, дети поняли из чего складываются доходы и расходы в семье.

Публикации по теме:

«Цветочный квест» для детей старшего дошкольного возраста (фотоотчёт)«Цветочный квест» для детей старшего дошкольного возраста (фотоотчёт) Лето. Какое прекрасное время года! Сколько интересного, удивительного, таинственного можно увидеть и услышать в это время. В июне нас с.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 18:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гурник Тамара Сергеевна (УИ 207896) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД