Ирина Красникова
Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Современный мир диктует свои стандарты: в изменяющихся условиях общественной жизни, рыночной экономики, человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным, а значит уметь управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать. В настоящее время в Республике Беларусь работа по формированию финансовой грамотности детей и молодёжи проходит на государственном уровне и координируется Национальным банком[
Публикация «Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Квесты по финансовой грамотности
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Финансы и ребёнок лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Но дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, банк, овладевая таким образом финансовыми отношениями на потребительском уровне. Многие ли родители беседуют со своими детьми о деньгах, их разумной трате? Скорее всего, нет.
И если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение, которое может привести к серьёзным потерям для бюджета семьи в будущем. Ведь очень важно, чтобы пользователи финансовых услуг обладали навыками принятия осознанных решений, которые влияют на уровень их доходов, а следовательно, и на темпы экономического роста страны в целом.
Поэтому формирование финансовой грамотности детей необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге нового этапа жизни – перехода из учреждения дошкольного образования в учреждение общего среднего образования, где дети будут получать свои первые карманные деньги, и их распределение должно быть осознанным. Без азов финансовой грамотности здесь никак не обойтись, так как навыки управления финансами способствуют формированию независимой личности, способной достигать поставленных целей, умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.
Требования современного общества сделали проблему формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста актуальной.
Наблюдая за воспитанниками детского сада, в их речи можно услышать слова: «банк», «банкомат», «доллар», «кредит», «бизнесмен» и другие, значение которых многие из них не знают, но употребляют без всякой необходимости. Также детей интересуют такие вопросы как: откуда появились деньги, почему у всех стран разные деньги, почему мои родители не покупают мне дорогие игрушки, что делать когда нет денег, всё ли можно купить за деньги, что такое банкомат и как в нём появляются купюры. Причина такой любознательности воспитанников кроется во всё большем проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей.
Решить проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста возможно путём применения новых, более эффективных и разнообразных форм работы. Одной из таких форм является квест – игра. Квест – игровая технология в основе которой лежит проблемно – поисковый метод, что сближает её с развивающим обучением. Дети не только овладевают необходимыми представлениями, умениями и навыками, но и учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, учатся отстаивать свою точку зрения, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, т. е. добывают знания самостоятельно, что немало важно для обучения в школе.
Цель проведения квест-игр : формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования квест-игр.
Задачи проведения квест-игр :
изучить методическую литературу по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста и использованию квест-игр в образовательном процессе;
пополнить предметно-пространственную среду группы, способствующую формированию финансовой грамотности у воспитанников;
составить конспекты финансовых квест-игр для детей старшей возрастной группы и применять их в практике работы с воспитанниками.
Данная работа заключается в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования квест - игр, где возможно реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить детей с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения старших воспитанников. [.
В основе данной работы положена идея Роберта Кийосаки: «Лучшая финансовая информация не всегда доступна. Надо отправиться на её поиски». Квест в переводе с английского, это и есть «поиск, предметов поиск, поиск приключений» – один из способов построения сюжета: путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей.
По мнению С. А. Осяк квест- игра способствует формированию людей нового поколения, неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения.
П. Д. Успенский говорил: «В игре ребёнок живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительно жизни» [6, с. 8]. Можно не сомневаться, когда ребёнок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вё л себя в игре: планировать, добиваться результата, совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Изучив методическую литературу и проведя анализ результатов наблюдения, можно прийти к выводу, что финансы – довольно сложная тема для детей и здесь важно создать мотивацию к образовательной деятельности, увлечь, заинтриговать воспитанников.
Для проведения данной работы необходимо с помощью родителей создать в группе необходимые предметно – пространственные условия. Подобрать дидактические игры («Доход – расход», «Размен», «Какие бывают доходы?», «Что важнее?», «Путешествие рубля» и др., атрибуты для сюжетно – ролевых игр («Банк», «Банкомат», «Супермаркет», приобрести книги: Евгения Блискавка «Дети и деньги», Ольга Антипенко «Денежная Азбука»,Эдуард Матвеев «Дима и Совёнок», «Лесная биржа», где понятно и ненавязчиво рассказывается ребёнку об основах финансовой грамотности, энциклопедию для детей «Сколько стоит золотой или история денег», оформили альбомы с изображением денежных единиц разных стран и старинными монетами.
Над данной работой стоит руководствоваться тем, что финансовая грамотность детей – это вклад в их будущее, и уделять этому достаточное внимание просто необходимо.
3По построению сюжета квест – игры бывают следующих видов: линейный, штурмовой и кольцевой.
Чаще всего используются линейные квесты, где участники по определенному маршруту перемещаются от одной точки к другой выполняя различные задания пока не достигнут цели.
Для составления маршрута используются разные варианты :
Маршрутный лист (на нем могут быть написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, ответ на которые и будет то место, куда надо следовать);
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться, постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
Карта (схематическое изображение маршрута);
«Волшебный экран» (ноутбук или планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны отправиться участники);
Формируя финансовую грамотность с использованием квест – игр, стоит придерживаться определённых принципов и условий.
- игры и задания должны быть безопасными;
- задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
- в содержание сценария необходимо включать разные виды деятельности;
- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
- рассчитать время на выполнение заданий так, чтобы дети не устали и сохранили интерес;
- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью эффекта неожиданности, сюрпризного момента, музыкального сопровождения, предметно – пространственной среды;
- воспитанники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся ( например: найти клад, помочь герою, расследовать происшествие);
- роль педагога в игре — направлять детей, на правильное решение, но окончательные выводы воспитанники должны делать самостоятельно. [3, с. 9]
Перед проведением каждой квест – игры, нужно проводить предварительную работу: беседы ( например: «Что такое деньги?», «Защитные знаки настоящих денег», «Потребности и желания», «Что такое банк и откуда в нём деньги?», решаем проблемные ситуации ( например: «Можно ли ехать на отдых в другую страну с белорусскими рублями?», «Деньгам в копилке угрожают? Кто? Или что?», «Богатство Буратино», играем в игры ( например: «Путешествие рубля», «Интересный обмен», «Доход – расход», «Найди в сказке экономику»; сюжетно – ролевые игры: «Банк», «Пункт обмена валюты», «Банкомат», разучиваем пословицы и поговорки, просматриваем мультфильмы ( например: «Уроки тётушки Совы», «Кот Бориска и финансовая грамотность», «Как появились деньги», «Утиные истории», отгадываем загадки, ребусы, кроссворды о финансовых понятиях, рассматриваем коллекции монет, денег, читаем сказки, рассказы, где раскрываются финансовые отношения, всё это способствует эмоциональному настрою и погружает ребёнка в мир финансов. [4, с. 22]
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, стоит начать со знакомства воспитанников с историей возникновения денег и правильного отношения к деньгам, как к предмету жизненной необходимости и части культуры. Эти задачи можно решить с помощью финансовой квест – игры «В поисках сундука». В начале игры создается интригующая обстановка, под звук монет появился Скрудж Макдак, у которого похитили сундук, далее для достижения поставленных задач мотивируем детей к предстоящей деятельности, перед ребятами поставить цель: найти сундук Скруджа с золотыми монетами. Создать проблемную ситуацию «Почему среди монет оказались ракушки, камни, перья», использование презентации «Денежная история» позволило дать первоначальные знания о деньгах и решить проблемную ситуацию с ракушками, камнями, перьями. Это игра - поиск, далее необходимо было проявляя находчивость, смекалку, сообразительность находить по подсказкам и выполнять различные задания, для продвижения к цели: например, соединяя слова по порядку прочитай пословицу и объясни смысл; найди сказки, где раскрываются понятия «бартер» и «деньги», отгадай загадки, о том, где лучше хранить деньги. За правильное выполнение ребята получали фрагмент карты, собрав которую узнали место спрятанного сундука. Дети отлично справились с финальным испытанием, проявляя взаимодействие в команде и взаимовыручку нашли сундук, за это от героя получили сладкие призы. Как итог ребятам было предложено встать в круг и продолжить фразу «Сегодня я узнал…». Игровая ситуация способствовала поддержанию у детей интереса на протяжении всей игры.
Стоит считать, что формирование финансовой грамотности невозможно без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. С данной целью, можно провести квест– игру «Собери коллекцию» с участием законных представителей воспитанников. Игра проходит в форме путешествия по сказкам, где сказочными персонажами выступали родители детей. Ребятам нужно было пройти этапы, где на каждом из них их ждал сказочный герой с заданием, за правильное выполнение которого он дарил денежный знак той страны, в которой живёт. Так дети познакомились с рублём, евро, долларом, юанем. Цель игры была достигнута, воспитанники собрали коллекцию валюты разных стран. А родители увидели, как с помощью игры можно интересно и ненавязчиво познакомить детей с таким сложным, на их взгляд, миром финансов. [7, c. 6]
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод:
Использование квест – игр для формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, позволило достичь определё нных результатов: обогатился словарь воспитанников, сформировалось первичное понимание финансовых терминов, ребята знают историю появления денег, могут различать номинал денежных знаков, находить признаки настоящих; осуществляют простой счёт денег, дети поняли из чего складываются доходы и расходы в семье.