Марина Роттер
Использование квазиомонимов как эффективной технологии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование квазиомонимов как эффективной технологии в работе учителя-логопеда
(слайд 1) Коррекция дефектов звукопроизношения у детей с тяжелыми речевыми патологиями – процесс сложный и трудоемкий.
Вопрос, как в оптимальные сроки добиться стабильных, качественных результатов актуален как для учителей-логопедов дошкольных учреждений,так и для педагогов, работающих с нарушениями речи школьников при коррекции дефектов звкопроизношения, а так же дефектов оглушения-озвончения.
Публикация «Использование квазиомонимов как эффективной технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Особое внимание при отработке данных навыков у детей уделяю различению звуков в словах-квазиамонимах.
Кавзиомонимы, часто именуемые «минимальными парами» – это слова или словоформы, различающиеся одной и только одной фонемой. (слайд 2)
Чаще всего при этом имеются в виду случаи, когда фонемы, различающие слова, стоят ещё и в одной позиции: Дом- Том.
При нормальном развитии речи слова - квазиомонимы не могут смешиваться в силу того, что употребляются в несходных ситуациях: вол, гол, мол, пол, тол, кол.
О кавзиамонимах, как о специальном методе фонемного анализа говорят дескриптивисты (дескриптивизм- направление лингвистики) Леонард Блумфилд, Генри Глисон, Лев Владимирович Щерба, Лев Рафаилович Зиндер, Алла Соломоновна Штерн. (слайд 3).
Эти лингвисты рассматривают «минимальные пары» как наиболее убедительное и наглядное средство фонологического анализа. Таким образом, использование квазиамонимов в коррекционной работе с детьми даёт положительные результаты по профилактике акустической дисграфии, за счёт развития фонематического слуха и восприятия, различения звуков. Что и является основной целью коррекционной работы по предупреждению, в частности, акустической дисграфии.
(слайд 4) Для получения лучшего результата используется занимательный материал с применением различных рисунков и символов, способствующих запоминанию и усвоению материала.
Знимательные игры со словами – квазиомонимами является одной из эффективных форм работы по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия дошкольников, активно воздейству-
ющих на развитие познавательных процессов и их эмоциональную сферу, на формирование коммуникативных навыков и, как следствие, успешную социализацию детей с речевой патологией.
Эти игры способствуют развитию слухового внимания на материале речевых звуков, а так же на развитие памяти, формирование основ слуховой дифференциации; развитие чувства ритма- формирование ритмико-интонационной стороны речи.
Занимательные игры со словами – квазиомонимами используются и для решения следующих задач:
-закреплять точные артикуляционные уклады автоматизируемого звука;
-формирование у детей навыка дифференциации (различения) фонем, -имеющих акустико-артикуляционное сходство;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-количественное и качественное обогащение словаря;
-закрепление различных способов словоизменения и словообразования;
-тренировка зрительной памяти;формирование пространственных представлений;
-практическое усвоение правописания слов-квазиомонимов;
-развитие связной речи;
-освоение коммуникативных умений и навыков;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам -взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Приведу несколько примеров заданий с использованием слов – квазиомонимов :
(слайд 5)Примером пособия по применению увлекательной техники автоматизации звуков серия книг Волковой Татьяны Анатольевны ( Художник: Жигалкина Н., Издательство: Детство-Пресс, 2021 г.)
Слова-картинки (квазиомонимы, имеющие акустико-артикуляционное сходство (подбор для групп свистящих, шипящих и сонорных звуков,
собраны в виде «дорожек» с циклично повторяющимся материалом, и с нарушенным циклом повторений. Ребенку предлагают передвигать пальцем (или фишкой) по «дорожке», в зависимости от заданного направления, и называть картинки с правильным артикуляционным укладом автоматизируемого звука. (слайд 6) Одна «дорожка» позволяет повторить автоматизируемый звук от 8 до 16 раз, две «дорожки» увеличивают повторение до 32 раз. Необходимым условием повторения является систематическое повышение темпа проговаривания речевого материала в совокупности с передвижением пальца по заданной «дорожке». От спокойного, утрированного проговаривания к более быстрому темпу в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
В каждом пособии из этой серии представлен список используемых слов-квазиомонимов ( с автоматизируемым звуком в разной позиции: в начале, середине и конце слова, приведена правильная артикуляция автоматизируемого звука и подборка игр, для работы по данной логопедической технологии.
Ещё одним замечательным образцом применения техники автоматизации звуков является «система коррекции звукопроизношения с использованием квазиомонимов» Лебедевой Ирины Леонидовны
В свободном доступе в сети представлена её разработка для автоматизации звука «Л». Материалы пособия помогут сделать ваше занятие более интересным, насыщенным, увлекательным и познавательным.
И. Л. Лебедева предлагает поэтапную, очень подробную автоматизацию автоматизации звука «Л»(слайд 7) :
Каждый этап подробно описан, пособие удобно в использовании. Первые этапы- постановка звука, а затем автоматизацис с применением квазиомонимов.
(слайд 8) Пособие Травкиной Жанны.
Слоговые упражнения, приложение «кнопки-переключалки» - запоминание и проговаривание цепочек слогов разных типов и количества. На первом этапе можно предложить ребенку зрительную опору в виде символов звуков из пособия, далее - только на слух. Если ребенку сразу удается запоминание простых цепочек, нужно переходить к более сложному этапу.
Из своего опыта работы могу сказать, что система использования занимательных игр со словами-квазиомонимами оказалась эффективной и способствует значительному улучшению речевого развития, формированию социально-бытовых навыков, позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение.
Хорошая находка для домашнего пользования: родителям точно все понятно, детям нравится, думаю дома долго малышу не надоест.
Данная техника применяется мною наряду с традиционными техниками и методиками, принятыми в логопедической практике. Материалы пособия включаются в структуру индивидуального или подгруппового занятия по автоматизации звука.
Предлагаю вам разработанные мною квазиомонимы для автоматизации звуков К и Кь (слайд 9) с помощью слов-картинк (квазиомонимы,которые собраны в виде «дорожек» с циклично повторяющимся материалом, и с нарушенным циклом повторений по 9 картинок, что позволяет повторить автоматизируемый звук множество раз. Третья дорожка помогает ребёнку перейти к фразе.
Так же данное пособие имеет усложнёный вариант (второй лист). Когда ребёнок освоит задания первого листа, добавляем задания второго, где совместно с проговариванием слов-квазиомонимов подключаем «нейродорожки», состоящие из смены положений кистей рук и пальцев. В соответствии с произносимым словом.
Необходимым условием повторения является систематическое повышение темпа проговаривания и «показа» речевого материала в совокупности с передвижением по заданной «дорожке», в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
Кроме предложенных заданий можно придумать ещё десяток своих вариантов.
Игры и упражнения:
1. «Ходим-бродим-говорим» Предлагаем ребенку переставлять указательный палец левой руки с картинки на картинку и произносить названия изображений сначала слева — направо, затем в обратную сторону, но уже работая пальцем правой руки.
Также можно использовать указательный и средний пальцы в паре и делать движения по типу «пальчики шагают».
2.«Фишка» Предлагаем ребенку закрыть фишкой картинку по заданной инструкции. — Закрой фишкой третью (пятую, седьмую) картинку справа (слева) и назови ее.
3.«Ходим-бродим-говорим с героем» Предлагаем ребенку переставлять маленькую игрушку («Лего», «киндер-сюрприз» и т. д.) левой рукой с картинки на картинку и произносить предложения сначала слева — направо, затем в обратную сторону, но уже игрушку держать правой рукой. Игрушку необходимо подобрать на автоматизируемый звук (лиса, зайка и т. д.). Двигая игрушку по картинкам в заданном направлении, ребенок формирует и произносит предложения: «Кот куп-куп», «кубик на коте, кубик на ките», «У кукушки ключ, у кукушки клюв» и т. д.
4.«Хлопушка» Предлагаем ребенку посчитать слоги в слове, хлопая в ладоши.
5.«Я считаю до пяти» Предлагаем ребенку согласовать числительное с именем существительным. Обращаем внимание ребенка на изменение окончания имени существительного, в зависимости от подставленного числительного.
6.«Назови ласково» Предлагаем ребенку назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме. Формируем навыки словообразования и словоизменения.
7.«Один — много» Предлагаем ребенку образовать имя существительное во множественном числе. Формируем навыки словообразования и словоизменения.
8.«Назови и покажи» Предлагаем ребенку назвать картинку и повторить движение (карточки с «нейродорожками»)
Помните! Данные игры и упражнения, можно применять только при условии автоматизированного звука (правильно выработанной артикуляции звука).
(слайды 10,11, 12,13,14,15)
Спасибо за внимание (слайд 16).