Наталья Любезнова
Использование коучинг технологий в развитии познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из значительных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Для ребенка старшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг, но основная доля детей – это ленивые потребители, которые нацелены усваивать только готовые знания, и не приучены добывать их самостоятельно, думать, анализировать, высказывать своё мнение, делиться идеями, доводить задуманное до конца. Отсутствие познавательной активности может отразиться не только на их низкой успеваемости, но и препятствовать развитию способностей и талантов, значимых для общества.
Публикация «Использование коучинг технологий в развитии познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Коучинг. Технологии, коучинг-сессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Новые ФГОС меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоят не столько в передаче знаний, умений и навыков, а в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе или колледже.
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является внедрение инновационных форм работы с дошкольниками, стимулируя педагогов к поиску новых, более эффективных методов работы.
Одной из таких технологий является коуч-технология, так она основана на интерактивном общении, дискуссии, где ребенок сам находит пути решения проблемы.
Представляем вашему вниманию две коучинг - техники, которые, были выбраны нами для работы с детьми подготовительной группы.
Первая коучинг техника – «4 вопроса» с использованием шкалирования. После чтения произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке один из детей задал вопрос «А существует ли на самом деле золотая рыбка?», другие дети поддержали этот вопрос и начали активно обсуждать. Тогда была предложена идея им выяснить это самим. Для этого им необходимо ответить на вопросы:
1. Что мы хотим?
- Узнать ответ на вопрос: «Существует ли золотая рыбка в действительности?»
2. Как мы можем это узнать?
- Спросить у родителей, воспитателя, прочитать, найти и посмотреть фильм или мультфильм
3. Почему это для вас важно?
- Потому что нам это интересно
4. Как вы узнаете, что достигли результата?
- Будем знать ответ на вопрос «Существует ли золотая рыбка?»
Кроме того, мы придумали шкалу и бегунок, с помощью которых мы будем определять насколько мы близко к цели (в нашем случае, ответу на поставленный вопрос). Чем больше ответов, подтверждающих существование золотой рыбки, они будут находить, тем выше будет перемещаться бегунок и больше становится рыбка. Бегунок начинается с 0 и заканчивается 10.
В течение недели дети подходили с различной информацией. У кого информация была конкретная (что есть аквариумная золотая рыбка, есть мультфильм, снятый по произведению А. С. Пушкина, рисунки по сказке или фото с изображением рыбки, с тем ребенком мы перемещали бегунок вперед. А кто просто приходил и говорил, что в водоемах много рыб, у тех бегунок оставался на месте.
В конце недели были видны уже конечные результаты. Можно сделать вывод, что кто-то из детей очень сильно заинтересовался своим вопросом, искал множество ответов, а кто-то делал недостаточно для того, чтобы прийти к конечному результату.
Таким образом, техника "4 вопроса" в данном случае была использована для расширения кругозора детей, повышения их познавательной мотивации путем поиска дополнительной информации с использованием различных источников.
Вторая коуч – техника «Техника Уолт Диснея»
Эта техника заключается в том, что человек рассматривает свои идеи с трех сторон: «мечтатель», «реалист», «критик». Это эффективно тем, что идя к своей цели, человек знает, что ему нужно и какие трудности могут быть.
В конце апреля мы вместе с детьми решили сделать территорию площадки для прогулок более привлекательной и посадить цветник. На улице детям был задан, вводя их в стадию «мечтателя» - «Какой цветник вы хотели бы?». Ответов было множество, кто-то говорил, что хочет посадить красивые розы, кто-то, что в цветнике будут только яркие и красивые цветы. Увидев их заинтересованность, следующий вопрос «Что нам необходимо для того, чтобы посадить и вырастить красивый цветник?» С помощью данного вопроса мы походим к следующей ступени, которая называется «реалист». Лица детей поменяли выражение, от радостного и беззаботного к задумчивому. «Вода, семена, росточки, земля, клумба, удобрения и перчатки» - основные ответы детей. Похвалив их за ответы, был задан главный вопрос ступени «критика» - «Что нам может помешать?» Сначала дети посмотрели на меня с недопониманием, но потом кто-то сказал: «Земля может оказаться плохой и росточки не примутся», потом посыпались ответы по типу «Кто-то может нечаянно сломать росток или потерять семена», «Растению станет жарко и оно не будет расти».
Придя в группу детского сада, мы визуализировали ответы на вопросы, нарисовали, каким будет цветник, что нужно для того, чтобы вырастить такой цветник и что может этому помешать.
Далее мы приступили к реализации данного задания.
Мы посадили семена цветов циннии, в заранее подготовленные стаканчики с землей, и наблюдали за тем как происходит развитие ростков.
Когда стало необходимо высаживать их в цветник, повторно была проговорена техника Уолта Диснея, задав вопросы «Какой цветник вы хотели бы?», «Что нам необходимо для того, чтобы посадить и вырастить красивый цветник?», «Что нам может помешать?»
С помощью данной техники мы учим детей анализировать ситуацию со всех сторон, строить планы, реализовывать их, видеть преграды и уметь их преодолевать.
Основное предназначение коучинг - технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, способствует развитию познавательной активности.