Наталья Анатольевна Желнова
Использование конструктора Лего для театрализации русских народных сказок
▼ Скачать
Использование конструктора Лего для театрализации русских народных сказок
Желнова Наталья Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «ДС № 108 г. Челябинска»,
Кнутарева Наталья Евгеньевна,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «ДС № 108 г. Челябинска»
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнка жизненных явлений» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Использование конструктора Лего для театрализации русских народных сказок» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Сценарии, фестивали
- Лего. Конструктор LEGO
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика.
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. Сказка в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, развиваться всесторонне.
Конструирование тоже тесно связано с всесторонним развитием ребенка. При помощи конструирования у детей развивается техническое мышление, концептуальное мышление, речевая деятельность и способности: конструировать, планировать, считать, оценивать результат, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять важность данного конструктивного решения. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка.
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей» (Б. М. Теплов).
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
С помощью Лего конструктора можно организовать театральную деятельность в детском саду и дома. Для этого необходимо подготовить материал: сцену, декорации и героев. Декорации можно нарисовать или купить готовые. Героев из конструктора интересно делать с детьми. Это занятие доставляет им большое удовольствие. Когда все готово можно разыгрывать сказки.
Приобщение детей к театру, производит на них особенно сильное впечатление. Обычно прослушивание сказок, а затем просмотр спектакля вызывает у наших детей желание самим устроить кукольный театр и показывать его сверстникам или малышам. Что они и делают после занятий с большим удовольствием. Созданные постройки из Лего используем с детьми в играх-театрализациях.
Чаще всего основой игр-театрализаций являются русские народные сказки. У ребенка появляется возможность создать собственный образ персонажа, например, лису или зайца, наделить их теми качествами, которыми он хочет. Естественно, что детям необходима помощь педагога в овладении не только игрой-театрализацией, но и в создании Лего-персонажа. Для этого используются методы показа игрушки (картинки, оказание целенаправленной помощи, беседа. При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными, поэтапными постройками. Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: «Давайте играть в «Лего-сказки», но сначала придумаем героев этих сказок».
Для развития интереса придумываем сначала маленькие сказки вместе с детьми, затем дети обыгрывают эти сказки. Очень нравится детям придумывать своих сказочных героев из конструктора Лего, придумывать свой сюжет к знакомым сказкам и обыгрывать их на вечерах досуга. В свободное время, объединяясь подгруппами по 3-4 человека, показывают свой спектакль сверстникам. Дети выполняют статические постройки и постройки по замыслу, опираясь на сюжеты русских народных сказок. При решении проблемы дети придумывают сказки самостоятельно. В течение года дети обыгрывают сюжеты сказок : «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», манипулируя построенными игрушками.
Впоследствии дети начинают создавать интересные постройки и декорации, передовая свое отношение к ним. Дети выбирают различные Лего-элементы для отдельных частей тела героев, подчеркивая их индивидуальные качества.
Игры-театрализации с созданными лего-персонажами, очень нравятся детям: они создают условия для развития речи, творчества, благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребенка. Посредствам героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
Использование конструктора Лего в знакомстве с русскими народными сказками способствует следующему:
• Созданию условий для развития творческой активности детей (развитию способностей, побуждению к импровизации средствами мимики, интонации).
• Обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельность в едином творческом процессе. (Конструирование, досуги, музыкальные занятия).
• Способствует самореализации каждого ребенка и создание благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Использование Лего конструктора для театрализации русских народных сказок в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, общечеловеческая способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Литература
1. Кофман Н. С. «Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности» М., Просвещение 2013 г.
2. Кошманская И. П. «Театр в детском саду», Издательство Феникс, 2018
3. Фешина Е. В. «Легоконструирование в детском саду», М. Сфера, 2018