Елена Павелина
Использование коммуникативных игр для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка к новым условиям детского сада является важным этапом его развития. В этот период малыш сталкивается с множеством новых ситуаций, людей и правил, что может вызывать у него тревогу и стресс. Одним из эффективных инструментов для облегчения процесса адаптации являются коммуникативные игры. Эти игры помогают детям научиться взаимодействовать друг с другом, выражать свои эмоции и справляться со стрессом через игру.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Младшая группа
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Основные принципы использования коммуникативных игр.
Коммуникативные игры основаны на следующих принципах:
Поддержка инициативы: Дети должны чувствовать себя уверенными и поощренными к участию в игре. Педагог должен создавать атмосферу поддержки и одобрения всех идей и действий детей.
Безопасность и комфорт: Важно создать безопасное пространство, где дети могут свободно выражать свои чувства и эмоции без страха быть осужденными. Это помогает снизить уровень тревожности и способствует развитию доверия между детьми и взрослыми.
Развитие социальных навыков: Коммуникативные игры направлены на развитие таких важных социальных навыков, как умение делиться, сотрудничать, слушать и понимать других. Эти навыки необходимы для успешного взаимодействия в коллективе.
В своей работе с детьми раннего возраста в период адаптации мы используем следующие коммуникативные игры :
«Назови себя»
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
«Раздувайся, пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Ход: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
«Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага
вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.»
«Ау!»
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Ход: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему : «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий : игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
«Ласковое имя»
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Ход:Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
«Кто к нам в гости пришел?»
Цель: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Ход: В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т. д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.
«Замри»
Цель: развитие навыков волевой регуляции.
Ход: Дети прыгают в такт музыки (ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор пока останется лишь один участник.
«Солнышко»
Цель: развитие навыков волевой регуляции.
Ход: Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!». Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.
«Веселый паровозик»
Цель: Знакомство с группой, друг другом.
Ход: Дети знакомятся с группой, путешествуя по ней на «паровозике» : первый ребенок с рулем, под мышки у него пропущена веревка, концы которой держит идущий последним воспитатель. Дети находятся между двумя веревками, за которые при необходимости можно держаться.
«Солнечный зайчик»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружисша следующая игра называется
«Ладушки»
Цель: развитие межполушарных взаимодействий.
Ход: Напомните детям потешку:
Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку.
Пусть ребята сядут друг напротив друга, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.
«Сорока-ворона»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход: Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому Из большой миски Да большой ложкой. Всех накормила!
Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Роль воспитателя в организации коммуникативных игр
Роль воспитателя в организации коммуникативных игр заключается в создании условий для успешного проведения игр и поддержке детей в процессе адаптации. Воспитатель должен подготовить игровое пространство, подобрать подходящие игры, объяснить правила и следить за ходом игры, оказывая поддержку и помощь по мере необходимости.
Преимущества использования коммуникативных игр.
Улучшение эмоционального состояния детей : Игры помогают детям справиться со стрессом и тревогой, связанными с началом посещения детского сада. Через игру они учатся выражать свои эмоции и лучше понимать окружающих.
Формирование социальных связей: Игры способствуют установлению дружеских отношений между детьми, развивают навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Развитие речи и коммуникативных навыков : Во время игр дети активно используют речь, учатся выражать свои мысли и желания, задавать вопросы и отвечать на них.
Физическое развитие: Многие игры включают активные движения, что способствует физическому развитию детей.
Рекомендации по использованию коммуникативных игр
Индивидуальный подход: Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и потребности. Игры должны быть разнообразными и интересными для всех участников.
Регулярность: Игры следует проводить регулярно, чтобы дети привыкали к новому формату взаимодействия и получали максимальную пользу.
Открытость и гибкость: Воспитатель должен быть готов изменить правила игры или предложить альтернативу, если это необходимо для поддержания интереса и мотивации детей.
Заключение.
Использование коммуникативных игр в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду помогает снизить уровень стресса, развить социальные навыки и улучшить взаимодействие в коллективе. Такие игры создают благоприятную среду для самовыражения и обучения, способствуют формированию позитивного отношения к новой среде и укреплению эмоциональной устойчивости детей. Вывод: коммуникативные игры являются мощным инструментом для успешной адаптации детей к детскому саду, так как они помогают развивать важные социальные навыки, улучшают эмоциональное состояние и способствуют созданию дружеской атмосферы среди детей".