Юлия Борисова
Использование компьютерных технологий в работе над автоматизацией звуков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что трудности при коррекции речевых расстройств могут быть обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи воспитанникам-логопатам. А визуализация основных компонентов устной речи позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Яркие образы презентаций как раз и являются особыми формами педагогического воздействия.
Публикация «Использование компьютерных технологий в работе над автоматизацией звуков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Это уже не просто картинки - они статичны, а более близкие детской природе динамичные смены слайдов, т. к благодаря новым компьютерным технологиям, стало возможным использовать компьютерные программы как иллюстративный материал. Упражнения и игры, пусть даже и обучающие, но с использованиеv ярких образов, фрагментов звуков, анимации, видеофильмов придает презентациям большую привлекательность и оснащенность. Известно, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Компьютерные технологии:
• повышают мотивацию воспитанника к логопедическим занятиям (практика показывает значительный рост интереса воспитанников к занятиям);
• повышают непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание (т. к. используются новые непривычные приёмы объяснения и закрепления, часто в игровой форме);
• повышают уровень речевых и познавательных, и даже творческих возможностей;
• помогают развивать у воспитанников собранность, сосредоточенность, усидчивость;
• активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
• повышают самооценку воспитанников, которые чувствуют большую уверенность в себе;
• позволяют осуществлять принцип дифференцированного подхода в обучении;
• обучают некоторым элементарным навыкам работы с компьютером;
• развивают произвольную моторику пальцев рук (владение манипулятором «мышь»);
• формируют и развивают совместную координированную деятельность зрительного и моторного анализаторов, что является важным моментом подготовки детей к овладению письмом;
• дают возможность провести многие занятия в игровой форме;
• интерактивные доски позволяют проводить занятие одновременно с несколькими воспитанниками (микрогруппа 3-5 человек);
• значительно экономят время на занятии, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране;
• экономят силы логопеда при подготовке к занятиям;
• позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала;
• повышают эстетический уровень дидактического и наглядного материала;
• сокращают время обучения, высвобождают ресурсы здоровья детей.
Но, не стоит забывать, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует воспитанника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Итак, увлечение детьми компьютерными играми возможно использовать с коррекционной целью, особенно в период автоматизации поставленного звука. Автоматизации поставленного звука всегда довольно длительный процесс и ребёнку быстро надоедают однотипные упражнения перед зеркалом, рассматривание и называние картинок в книгах, многократное повторение за логопедом. На помощь учителю-логопеду приходят ИКТ.
В предлагаемой презентации
«Упражнения для автоматизации звука С»
дидактический материал распределен на несколько блоков в соответствии с традиционной методикой работы:
1.
Упражнение «Капают капли»
(длительное произношение изолированного звука С).
2.
Автоматизация звука С в слогах.
Предлагается начинать со структуры слогов типа «согласный – гласный» (СГ, а затем переходить к структуре «гласный – согласный» (ГС, слогам со стечением согласных. Звук произносится длительно, причем в обратных слогах длительно произносится и предшествующая гласная.
3.
Автоматизация звука С в словах:
а) автоматизация звука [с] в начале слов (в прямом ударном и безударном слоге в начале слова);
б) автоматизация звука [с] в середине слов (в прямом ударном и безударном слоге в середине слова);
в) автоматизация звука [с] в обратном слоге в конце слова;
г) автоматизация звука [с] в словах со стечением согласных (звук [с] перед согласным звук [с] после согласного);
д) автоматизация звука [с] в словах, содержащих два звука [с].
4. Автоматизация звука [с] в словосочетаниях и предложениях.
5. Автоматизация звука [с] в чистоговорках и стихах.
6. Автоматизация звука [с] в связном тексте.
7. Автоматизации звука с элементами компьютерной игры (ребёнку можно предложить помочь тому или иному герою, выполнив определенное задание).
Данную презентацию с успехом могут использовать не только логопеды при работе с детьми, но и воспитатели, и даже родители для закрепления навыков звукопроизношения.
Несмотря на очевидные преимущества использования ИКТ в коррекционной работе, этими технологиями нельзя злоупотреблять. Занятия с использованием компьютера необходимо проводить, соблюдая определённые условия для сбережения здоровья воспитанников - нормы СанПиН 2.4.1 №26.60-10, которые регламентируют работу с компьютерами в ДОУ.