Аргунова Айыына
Использование комментированного рисования в обучении творческому рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Аргунова Айыына Федотовна
студентка кафедры «Дошкольное образование»
ПИ СВФУ имени М. К. Аммосова
ainaarg2002@gmail.com
Использование комментированного рисования в обучении творческому рассказыванию.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования комментированного рисования в обучении творческому рассказыванию.
Публикация «Использование комментированного рисования в обучении творческому рассказыванию» размещена в разделах
В настоящее время остро стоит задача воспитания творческой личности. Работу над развитием творческих способностей личности надо начинать с дошкольного возраста. Многие психологи определяют «творчество» как деятельность, в результате которой человек создает новое, необычное, используя и проявляя воображение, реализуя замысел, находя самостоятельно методы и средства его воплощения. Словесное (литературное) творчество является одним из самых сложных видов творческой деятельности дошкольников.
Одним из действительных видов работы по развитию речи детей является прием комментированного рисования – это моделирование коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения детей между собой. Некоторыми учеными таким как О. П. Гаврилушкина, Т. А. Мироновой, Г. В. Чиркиной в методике развития изобразительной деятельности и речи детей дошкольного возраста был выделен и описан прием «комментированного рисования». Основное внимание уделяется комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств. О. П. Гаврилушкина в работе с детьми предлагает использовать комментированное рисование, как прием речевой активности детей, когда по поводу появляющегося схематического изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный, эмоциональный опыт детей, они вступали в общение, упражнялись во всех типах коммуникативных высказываний. [6, c. 11 – 12] Н. В. Микляева выделяет семь правил проведения комментированного рисования разработанные О. П. Гаврилушкиной:
Использование приема транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время «комментированного рисования».
Второе правило связано с отбором тематического содержания. В качестве объектов рисования и творческих рассказов детей служат детские впечатления, повседневная жизнь, игры, наблюдения в природе и пр.
Третьим правилом является то, что главными героями создаваемых рисунках и рассказов выступают сами дети, воспитанники группы, их занятия, игры и главное – их отношения.
Правило четвертое. Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребенка. Его поведение похоже с поведением матери полутра- или двухгодовалого ребенка, которая все время «переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая им понятную всем языковую структуру.
Правило пятое. Воспитатель создает схематические информационно-смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «пририсовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное. При обучении творческому рассказыванию этим методом воспитатель больше уделяет внимание составлению и рассказыванию детей.
Шестое и седьмое правило. В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но и показывать с помощью изобразительных движений, а в качестве физкультминуток используются драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью. По методике О. П. Гаврилушкиной все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии: 1. Создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он рассказывает; 2. Обеспечивается условие общения – адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения; 3. Стимулируется и поддерживается речевая инициатива (активность) каждого ребенка; 4. Осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный опыт детей; 5. Широко используются различные коммуникативные средства. [5, c. 15]
По мнению О. П. Гаврилушкиной, полезно составлять диалоги, передавая смысл отношений между двумя лицами, опираясь на различные картинки. Говоря от имени, изображенного на картинке лица, ребенок как входит в эту роль другого человека. Если на картинке нарисованы два персонажа, то можно подключать двух и более детей. Этот вид диалогической речи доступен детям в старшего дошкольного возраста, когда они имеют достаточно большой опыт и уровень развития языковых и интеллектуальных способностей. При этом важно, что параллельно будет обогащаться опыт решения детьми различных проблемных коммуникативных ситуаций, что будет способствовать оптимизации развития и коммуникативной способностей тоже. Постепенно детей подводят к созданию рассказов в картинках. Темы рассказов могут быть любыми, но связными с интересами и переживаниями детей, их опытом взаимодействия и путешествий.
Из вышеизложенного вытекает, что прием комментированного рисования, является действенным средством по обучению творческому рассказыванию детей. Так же, как писалось раньше, дети быстрее подбирают слова, имея перед собой наглядный материал, будь то картинки или схематические рисунки. Такая организация речевой работы помогает нам создать внешний план монологического связного рассказывания для ребенка, пока у него в силу возраста или каких-либо особенностей развития нет возможности мысленно создавать внутренний план такого рода.
Таким образом, обучение детей творческому рассказыванию приемом комментированного рисования должно проводится в определенном алгоритме и последовательности, где происходит переход «от простого к сложному» в нашем случае это переход с первого этапа, где дети развивают речевые умения по пересказыванию с использованием вспомогательных наглядных материалов это служит основанием для следующего второго этапа – составлениям рассказов по серии картин, по одной картине, описательных рассказов. Дети на этом этапе изучают речевой образец для лучшего усвоения помимо сюжетных картин и мнемотаблиц, подключаются карты «Проппа», после происходит переход на третий главный этап, в котором подключается сказка и закрепляются речевые умения предыдущих этапов. Далее дети начинают составлять творческие рассказы с помощью приема комментированного рисования.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155)
3. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : 2015. 560 с.
5. Граврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 2. – С. 12 – 20.
6. Микляева, Н. В. Комментированное рисование в детском саду : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.