Кинзерская Оксана Владимировна
Использование кейс-технологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологии в дошкольном образовании.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.
Публикация «Использование кейс-технологии в дошкольном образовании» размещена в разделах
Название кейс-технология произошло от латинского casus – запутанный, необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.
Кейс-метод в обучении дошкольников:
- повышает их интерес к образовательной деятельности;
- позволяет выявлять их актуальные интересы;
- развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли;
- вести диалог с взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию.
При этом у детей:
* развивается любознательность, критическое мышление, ответственная инициатива;
* потребность и умение работать в команде, творческий подход;
* способность решать сложные задачи;
* разумно действовать в неожиданной ситуации.
Для чего нужен кейс? Он дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс-ситуации можно брать из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Можно воспользоваться и готовыми идеями детей для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.
Шесть признаков хорошего кейса:
1. Соответствует четко поставленной цели.
2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
3. Является актуальным и интересен детям.
4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
5. Провоцирует дискуссию.
6. Имеет несколько решений.
Кейс реализуется по следующему алгоритму:
1. Введение новой информации.
2. Решение проблемной ситуации.
3. Экспертиза решений, рефлексия.
Этапы работы с кейсом следующие:
Первый этап: подготовительный – знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку.
На втором этапе воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Третий этап: (анализ принятия решения, воспитатель вовлекает детей в процессе составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Для примера рассмотрим использование кейс-технологии в области формирования финансовой грамотности.
На этапе погружения дошкольников в проблемную ситуацию, можно разбирать с детьми проблемные вопросы.
Например:
* Сегодня папа мальчика Вани получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку! Мама хочет посудомоечную машину, папе нужна новая зимняя резина на машину (скоро зима, а Ваня хочет новые коньки. На какую покупку семье лучше потратить деньги?
* Шапокляк выращивает яблоки. Летом она продает их по 2 рубля за килограмм, а зимой – по 5 рублей. Когда купит Чебурашка яблоки? Почему?
* Карлсон, который живет на крыше, открыл свой магазин. В ассортименте имелся богатый выбор варенья. К сожалению, покупателей было мало. Карлсону очень хотелось, чтобы все жители дома узнали о продаже его любимого варенья «Лесные ягоды». Что можно сделать Карлсону, чтобы все узнали о вкусном варенье?
Кейсы, которые предлагает воспитатель, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбрать уместные и актуальные.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.
Этот метод позволяет уйти от прямого изложения материала, включает детей в активную познавательную деятельность, позволяет применить знания к решению практических задач, способствует развитию самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать другую точку зрения, аргументировано доказывать свою. Результатом являются не только знания, но и личностные приобретения ребенка.