Картышева Татьяна
Использование интерактивных технологий на уроках английского языка в старших классах
Использование интерактивных технологий на уроках английского языка в старших классах.
На сегодняшний день интерактивные технологии обучения достаточно популярны в педагогической среде. Однако, многими они рассматриваются только как увлекательное времяпрепровождение на уроке. А между тем, интерактивные задания помогают решению серьезных задач обучения и воспитания учащихся.
Публикация «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка в старших классах» размещена в разделах
- Английский язык в школе
- Иностранный язык в школе
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В современном обществе всё большее значение приобретают коммуникативные умения и развитие творческой деятельности в образовательном процессе. Суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся, вне зависимости от их уровня знаний, оказываются вовлеченными в процесс познания.
Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Даже если учащийся владеет языком на недостаточном уровне, это не означает, что он неспособен предлагать способы решения заданий и генерировать идеи. В процессе общения более сильные учащиеся помогут ему выразить свои предположения на английском языке. Интерактивные технологии включают методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, который не только мониторит процесс, но очень часто и активно вовлекается в него.
Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Отмечается, что использование интерактивного метода развивает у обучающихся много хороших качеств, таких как способность получать удовольствие от знаний, которыми уже овладел, и всегда стремиться к новым знаниям; склонность к обобщениям; способность отбросить все лишнее и обратить внимание на действительно важные факты; способность грамотно использовать интеллект-карты и конспекты. Благодаря применению интерактивных заданий на уроках учащиеся учатся мыслить, анализировать ситуации, придумывать собственные решения, структурированно и кратко излагать свои мысли.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом, так как технологии можно варьировать, совмещать, подгонять под уровень знания классом языка и так далее. Я работаю в старших классах, поэтому опишу приёмы работы с учащимися 16-18 лет. Я не даю конкретной разработки урока, просто предлагаю уже давно опробованные методы использования технологий.
В старших классах эффективными являются методы дискуссий или дебатов, «мозговой штурм», кейс-технологии, «шляпы мышления». Целью всех этих технологий является развитие критического и творческого мышления школьников, формирование навыков коллективной работы, для достижения общих целей в условиях различных мнений и взглядов.
Дебаты, прежде всего, формируют у обучающихся все четыре основных языковых коммуникативных умения – аудирование, чтение, говорение и письмо. Кроме этого, они формируют умения публичного выступления и ведения дискуссии, а эти умения проверяются в устной части ЕГЭ. Также дебаты могут использоваться как в целях обобщения, систематизации и закрепления учебного материала, так и выступать в качестве контрольного говорения при проверке знаний по окончании прохождения соответствующего раздела учебника.
Мозговой штурм (мозговая атака, brainstorming) – широко используемый способ продуцирования свежих идей для решения научных и практических проблем. Его основная цель – организация совместной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных линий решения проблемы.
Участники «мозгового штурма» предлагают всевозможные варианты решения проблемы, из которых выбираются только те идеи, которые могут быть использованы на практике (в среднем обсуждение ограничивается по времени — от 1 до 5 минут). Число возможных вариантов решений какой-либо проблемы прямо зависит от выбранной темы.
Учеников в данном методе привлекает свобода выражения мыслей, так как в мозговом штурме не может быть неправильных ответов: все, что ученики скажут, вспомнят, будет считаться верным. При использовании данной технологии, хорошо развивается творческое и ассоциативное мышление, благодаря чему, в памяти закрепляются слова, выражения и исчезает языковой барьер.
Кейс-технология представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Отличительными особенностями кейс–метода являются:
1. Описание реальной проблемной ситуации;
2. Альтернативность решения проблемной ситуации;
3. Единая цель и коллективная работа по выработке решения;
4. Функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
5. Эмоциональное напряжение учащихся.
Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
«Шляпы мышления» Эдварда де Боно помогают выбрать правильный подход к делу, разложить мышление на составляющие. Технология основана на параллельном или критическом мышлении. Собственно, «шляпы» являются разновидностью «мозгового штурма». Здесь разные подходы и идеи уживаются вместе, параллельно. Они не противопоставляются друг другу, а помогают рассмотреть ситуацию с разных сторон, найти новое, неожиданное решение.
Белая шляпа – роль ученого. В ней мы собираем, анализируем и обобщаем данные, но не оцениваем.
Красная шляпа – роль художника, артиста. В ней мы всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем. Она иррациональна, чувствительна и спонтанна. Вопросы красной шляпы:
Черная шляпа – роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа. Вот где можно и нужно рассмотреть сложности и недостатки, обнаружить подводные камни, но без страха, провести тщательный анализ предполагаемых проблем. Актуальные для этой роли вопросы:
Желтая шляпа – роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, в свои силы, видим хорошие перспективы и твердо уверены в благоприятном исходе. Вопросы, важные здесь:
Зеленая шляпа – роль креативщика, индивидуалиста. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение. Зеленая шляпа спрашивает:
Синяя шляпа – роль руководителя, человека, управляющего всеми процессами. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы. В этой роли мы задаем такие вопросы:
Особенно хорош метод шести шляп при решении творческих задач, помогает увидеть все аспекты, все стороны решения, развивает гибкость ума. шесть шляп де Боно освещают проблему со всех сторон, помогают развить внимательность и многозадачность мышления. Шляпы можно надевать поочередно, в любой удобной последовательности. Или только одну — две на выбор, в зависимости от ситуации. Метод позволяет выбрать шляпу по своему усмотрению. Для полноты картины желательно примерить все шесть рассматриваемых в этом методе шляп.
Автор – Картышева Татьяна Марковна, учитель английского языка ГБОУ СОШ №548 Санкт-Петербурга.