Мария Григорьева
Опыт работы «Использование интерактивных пособий в создании развивающей предметно-пространственной среды»
Использование интерактивных пособий в создании развивающей предметно-пространственной среды
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными стандартами. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, возрастными возможностями и особенностями воспитанников, исходя из условий, созданных для обучения и воспитания. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Поэтому сегодня, говоря о развивающей игровой среде, употребляют выражение «интерактивная среда».
Публикация «Опыт работы „Использование интерактивных пособий в создании развивающей предметно-пространственной среды“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребенок (дети); ребенок – ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь. Поэтому, при создании интерактивной предметно-развивающей среды важными являются дидактические игрушки и игровые пособия, направленные на развитие сенсомоторных координаций детей и формирование у них адекватных сенсорных эталонов и способов ориентировочных действий. С другой стороны, интерактивная игрушка и среда должна позволять себя менять, предоставляя возможность ребенку познакомиться с особенностями и свойствами предметов, проявить чувства удивления и радости открытий, способствуя развитию сообразительности и исследовательской деятельности, т. е. быть мобильными и трансформирующимися.
Цель определяется повышением качества работы через включение в организованную образовательную деятельность интерактивных пособий.
Использование интерактивных пособий помогает решать следующие задачи:
1. Интерактивное пособие помогает разнообразить методические приемы подачи материала для детей дошкольного возраста
2. Развитие познавательного интереса
3. Закрепление полученных знаний
4. Обеспечивать индивидуальные, самостоятельные и групповые работы
Интерактивные пособия можно применять в разных видах деятельности:
• при проведении непосредственно образовательной деятельности;
• во время индивидуальных занятий с детьми;
• при организации игровой деятельности;
• для создания условий для самостоятельной деятельности;
• для использования в качестве сюрпризного момента.
В своей группе я использую в работе такие интерактивные пособия как развивающее панно, бизиборд и лэпбук.
Развивающее панно — это панно для развития мелкой моторики рук, которое включает в себя элементы различные по текстуре, размеру, наполнению, которые можно трогать, перемещать, прикреплять, отстегивать, цеплять, навешивать, вкладывать.
Лэпбук – интерактивная самодельная книжка или папка, которая содержит внутри множество кармашков, книжек-раскладушек, картинок, конвертиков, окошек, дверок и других деталей. Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.
Являясь руководителем районного методического объединения воспитателей групп раннего возраста в прошлом году и в этом – вторых младших и средних групп, мы рассматривали интерактивные пособия в создании развивающей предметно-пространственной среды.
Бизиборд – гениальное изобретение Марии Монтессори. Интересная развивающая доска успешно используется для игры и развития детей раннего возраста. Развитие мелкой моторики, формирование определенных умений, знаний и навыков – основные задачи раннего возраста. Развивающая доска успешно решает каждую из них.
На одном из заседаний РМО не менее увлекательным был семинар на тему: «Бизиборд – игровой сенсорный стенд». Воспитатели поделились своими идеями по изготовлению интерактивных досок
Таким образом, применение интерактивных пособий в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметно – пространственной среды.